Денис Чайковский: «Коллектив справился с испытаниями, продемонстрировав профессионализм и сплоченность»

| 915

Директор Школы базовой инженерной подготовки Денис Чайковский поделился результатами, которых достиг коллектив школы в 2020 году, и рассказал о целях и задачах на будущий год.

2020 год надолго запомнится всем нам — он был сложным, насыщенным новыми вызовами и нестандартными задачами, но коллектив школы сумел справиться с этими испытаниями очень достойно, продемонстрировав высокий профессионализм и сплоченность.

Наша школа является самым большим образовательным подразделением вуза, «входными воротами» университета для российских и зарубежных студентов, поэтому и локдаун, и перевод на дистанционное обучение сказались на нас наиболее ощутимо и остро. К счастью, у нас был сформирован серьезный задел по дистанционным технологиям — практически все образовательные курсы и раньше дублировались в Moodle, у многих преподавателей имелся опыт работы с заочниками в дистанционном формате.

Молодые преподаватели охотно помогали своим более зрелым коллегам освоить технические аспекты работы в режиме онлайн. Большое им за это спасибо!

В итоге нам удалось не допустить сбоев в обучении студентов, снижения качества образовательного процесса.

К моменту закрытия границ на подготовительном отделении обучалось порядка 150 иностранных студентов, продолжили обучение 120 — с учетом сложившихся условий это хороший показатель. Чтобы не потерять студентов из дальнего зарубежья, например, из той же Южной Америки, где разница по времени с Томском составляет больше десяти часов, нашим преподавателям приходилось проводить занятия в полночь и даже позже, но никто не отказался от этой нагрузки! Большая работа была также проведена по обучению русскому языку и подготовке к поступлению в ТПУ более 250 китайских студентов, обучающихся по совместным образовательным программам с четырьмя вузами-партнерами КНР.

Перевод на дистанционный формат обучения стал точкой роста для предвузовской подготовки школьников. Благодаря онлайн-занятиям мы расширили географию слушателей, теперь к подготовительным курсам присоединились школьники из других регионов: Кемеровской области, Хакасии, Бурятии, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.  Всего за год мы подготовили к сдаче ОГЭ и ЕГЭ более 900 учащихся 9-11-х классов, в том числе 400 из других регионов.

Фото: измерение напряжения магнитного поля соленоида в виртуальной лаборатории ШБИП

Хорошие результаты достигнуты и в научной деятельности. Несмотря на то, что мы являемся образовательным подразделением, с каждым годом число публикаций растет. В 2020 году 97 статей наших сотрудников были проиндексированы в базах данных Scopus и Web of Science, причем число публикаций с высоким индексом Хирша возросло сразу на 20 %. Лидерами здесь являются преподаватели отделения социально-гуманитарных наук и отделения математики и информатики. Также в уходящем году в школе состоялось 13 защит (пять в ОСГН, три в ОРЯ).

Одним из ключевых достижений, безусловно, является капитальное переформатирование программы базовой инженерной подготовки. Напомню, она принята в 2017 году и была довольно жесткой для всех специальностей. С учетом требований времени, запросов школ мы ее переработали, сделав более вариативной. Были разработаны и «прописаны» десять кластеров, в рамках которых школы смогут добавлять свои дисциплины и курсы. Эта работа стартовала в марте и продолжалась до начала декабря, потребовав колоссальных усилий. В декабре, мы надеемся, новая программа будет представлена на Ученом совете. Работа по модернизации базовой подготовки будет продолжаться — будем добавлять в нее цифровые инструменты для повышения качества образования, усиливать составляющие, связанные с индивидуализацией и персонализацией образовательных траекторий.

Большая работа также проведена по аккредитации — мы готовили блок фундаментальных дисциплин, на который затем опирались все остальные подразделения. Хороший задел сделан по разработке ПСАЛ — есть понимание, каким образом и за счет каких инструментов мы можем интегрироваться в нее. 

Объединяя усилия

В 2020 году мы реализовали три совместных проекта с ТГУ и ТУСУР в рамках «Цифрового университета»: это «Цифровое ГТО», образовательные интенсивы с компаниями цифровой экономики и контент для системы адаптивного онлайн-обучение по физике. Все три проекта выполнены в сжатые сроки. Наши сотрудники продемонстрировали компетентность, способность к коллаборации с коллегами из других вузов, и это очень важный опыт в свете концепции Большого университета, который обязательно получит свое продолжение.

Важным для нас событием также стало создание в вузе управления оздоровительной и спортивной деятельности, которое возглавил наш сотрудник, руководитель отделения физической культуры Сергей Капитанов. Это позволит объединить все имеющиеся ресурсы для развития спортивной деятельности «под одной крышей», определить задачи и приоритеты в этой важной сфере, вывести организацию работы с нашими спортсменами на новый уровень и помочь им в достижении новых побед.

Планы на 2021-й

Первоочередные задачи на следующий год — повышение качества фундаментальной подготовки по математике, физике, химии, адаптация софт-скиллов, которые обеспечивают наши четыре отделения под нужды инженерного вуза. ТПУ призван стать одним из первых вузов в стране, где будет сформирован Инженерный софт-скилл центр для студентов.

Еще одной приоритетной целью является поиск и внедрение в практику новых форматов работы с иностранными студентами в условиях продолжающегося локдауна.

В рамках нацпроекта «Образование» и его подпроекта «Экспорт образования» государство ставит задачу в три раза нарастить число иностранных студентов — к этому показателю мы и стремимся. Уже очертили круг стран, по которым будем работать более точечно, — это Китай, Монголия, Индонезия и другие.

Здесь мы работаем в тесной связке с управлением по международной деятельности. В 2020 году было поставлено на капитальный ремонт общежитие на Усова, 21/2, где будут созданы хорошие условия для проживания иностранных студентов. Этот шаг поможет нам в реализации планов по развитию «международки» и наращиванию объемов дополнительных платных образовательных услуг. Отмечу, что в настоящее время наша школа занимает второе место в вузе по ДПОУ, уступая только ИШПР.

Фото: занятие с иностранными слушателями в дистанционном формате.

Увеличивать ДПОУ мы намерены не только за счет числа иностранцев, но и за счет образовательных программ, в первую очередь управленческого, психологического профилей, для представителей отечественной индустрии. Минобрнауки сейчас уделяет этому показателю большое значение, что вполне закономерно: если вуз не будет востребован у людей из реального сектора экономики, то чему он сможет научить тех, кто через несколько лет призван «продвинуть» вперед нашу промышленность? Так что в этом плане нам тоже предстоит серьезная работа. Наша задача — обеспечивать образование на фронтире, интегрировать его в индустрию.

С этой целью будет продолжена деятельность по инсталляции проектного обучения, формированию цифрового профиля компетенций, по которым в уходящем году нами был сделан большой задел. Хотим, чтобы для каждого студента первого года обучения по определенной специальности был четко определен свой профиль компетенций: кому-то нужно больше математики, кому-то «прокачать» лидерские качества, навыки коммуникации. Приложим все старания, чтобы завершить эту работу в 2021 году.