Александр Фадеев: «Мир меняется, и мы почувствовали, что можем меняться вместе с ним»

| 1644

Проректор ТПУ по цифровизации Александр Фадеев — о битвах, уроках и открытиях 2020 года и о том, с чем Томский политех идет в будущее.

Подушка безопасности для вуза

В уходящем году всей системе образования были брошены серьезные вызовы, связанные с необходимостью перехода на дистант. Мало кто был готов к такому повороту событий. Где-то имитировали бурную деятельность, где-то из-за возросшей нагрузки случался полный паралич компьютерных сетей. Все это сопровождалось компьютерными атаками на вузы страны. Может, это прозвучит как бахвальство, однако ТПУ в числе немногих российских вузов мобильно, четко и слаженно перевел весной весь образовательный процесс на дистанционные технологии. Более того, 1 сентября Томский политех запустил гибридное обучение — это очень непростая задача, и она была в таком масштабе решена в стране только нами.

Были тяжелые моменты, но политехники справились и, более того, сразу начали помогать другим. До сих пор вспоминаю, как на первых мартовских вебинарах для учреждений города некоторые педагоги впервые видели видеоконференцсвязь и «выключали» видеокамеры с помощью накидывания платочков. Сейчас это сложно представить.

Год изменил многое и многих! Но мы, Томский политех, изменились значительно раньше. Команда в предыдущие годы создала подушку безопасности, которая сработала на крутом повороте и, по сути, спасла вуз.

То, что раньше критиковалось, оказалось сверхнужным и правильным решением. IT-структура была создана с большим запасом прочности, плюс уже имелось множество готовых онлайн-курсов. Можно сказать, что «очники» попали в тот формат обучения, в котором мы уже давно ведем «заочников». И весь наработанный нами опыт оказался востребованным. Даже списанные и вроде ненужные активы пошли в ход, потому что это лучше, чем ничего.

Кампусные курсы и персональные сайты

Нам помогло использование нестандартных решений. Например, когда весь мир окунулся в массовые онлайн-курсы, мы отдали приоритет кампусным курсам. Массовые — все-таки больше научпоп. Красиво, зрелищно, но это лишь введение в специальность. А кампусный курс создается преподавателем по полной программе, с жесткой организацией самостоятельной работы студента. Таких в ТПУ было порядка 1300. Плюс мы персонально обратились к преподавателям, кто раньше не создавал курсы, и совместно создали 600 курсов уже после 1 сентября 2020 года. Сейчас преподаватели в своем темпе их разрабатывают и наполняют.

Еще у нас есть такая уникальная штука как 1500 персональных сайтов сотрудников, которые сами поддерживают их, выкладывая туда учебные пособия, материалы и задания для студентов.

Все эти наработки позволили нам сохранять темп учебного процесса.

Варианта проиграть нет

Команда управления по цифровизации очень закалилась в этом году. В наших разговорах много раз звучало: мы на войне, это битва, которую мы не можем проиграть, от нас зависит остальной университет.

Многое рухнуло на плечи 26 ребят из Центра информационных технологий, который обслуживает весь вуз. Например, в каждой лекционной аудитории стоят проектор и компьютер, казалось бы, заходи и читай лекцию. Оказалось, что еще нужна камера, чтобы преподавателя было видно, и колонки, чтобы студентов было слышно. Стало ясно, что старые компьютеры не подходят для работы с zoom. Резко изменились требования к ПО. К нему пришлось дать доступ студентам, которые учились вне кампуса. А это новые требования к безопасности, защищенности этих каналов. Новые реалии потребовали новых мощностей. Закупки и установка оборудования делались в экстренном порядке, фактически бегом, и сегодня компьютерный парк обновлен в более чем 300 аудиториях.

Большая нагрузка была у системных администраторов из главного информационного узла. Пришлось вырабатывать систему рассылки логинов и паролей, держать возросшую многократно нагрузку на сервера.

Фото: Библиотечный форум «Университетская библиотека #следуйзанами»

Мультимедийщики ОМК фактически превратились в телестудию: научились мгновенно разворачивать в новых локациях камеры, управлять, сводить, транслировать.

В первые дни рекомендации сотрудникам мы писали фактически на коленке. В течение вечера 16 марта развернули webex и zoom, которым умел пользоваться на тот момент только начальник отдела мультимедийных комплексов Антон Созоров, он же до ночи писал видеоинструкцию. А уже утром политехники начали работать.

Помню, мы с командой формировали письма преподавателям, выверяя каждое слово, чтобы достичь понимания. Хочу отметить, что многие в ответ нам говорили «спасибо». Это дорогого стоит, и я передавал все благодарности коллегам. В таких условиях любая весточка хороша.

Политехники оказались готовы ко всему, они молодцы! Мужественно и ответственно, опираясь на опыт и знания, они просто брали и работали.

В чем прелесть записанной лекции?

Пройдя этот путь, мы, как университет, осознали, что благодаря образовательным технологиям можно поменять весь образовательный процесс.

Не секрет, что в MIT — Массачусетском технологическом институте — живых лекций как таковых нет, они записаны на видео.

В чем прелесть записанной лекции? Она вычищена, без лишних фраз и заминок. Представлена самая суть для изучения материала. А те часы, которые лектор тратил раньше в аудитории, он отрабатывает по модели обучения «перевернутый класс», помогая студентам в усвоении материала.

Мы осознали, что это возможно, и более того — попробовали и приблизились на шаг к университету будущего, где лекции добротно записаны, студент замотивирован и осознанно смотрит их, а затем дорабатывает материал практически.

При этом разработка системы мотивации к самостоятельной работе становится для нас новым вызовом. Обучение в университете — серьезный труд. И мы учимся делать технологии, которые вынуждают студента трудиться.

Главный урок

Главным уроком 2020 года стало не освоение технологий, мы их и так знали. Главным стало пропустить технологии через себя, оценить их достоинства и недостатки, чтобы пересмотреть всю систему обучения, сделать ее более эффективной, более универсальной и готовой к новым вызовам. Мир меняется, и мы почувствовали, что можем меняться вместе с ним.

Сейчас мы достаточно спокойно смотрим в будущее. Много средств и усилий вложено в обновление компьютерного парка, техники, сетевой инфраструктуры, сервисов удаленной работы. Мощности хранения увеличены с 450 терабайт информации до 970!

Огромный прорыв произошел в отношении лекторов к своим материалам. Многие боялись их выкладывать, кто-то из-за уникальности, кто-то из-за низкого качества, кто-то из-за заимствований. Сейчас все вынуждены работать в интернете, и каждый следит за тем, что выкладывает. Трансформировалась культура работы с информацией.

Внедрено несколько систем оценки качества занятий, запущена цифровая система приемной кампании, переделан сервис расписания, разработано множество регламентов, которые делают работу прозрачнее.

Даже если отключится внешний интернет, у нас есть аналог Zoom — сервер BigBlueButton, и тысячи пользователей смогут без проблем работать на нем.

Университет совершил в этом году космический скачок и в педагогике, и в технологиях, и в компетенциях, и в сфере объединения людей для решения одной задачи.

В следующий год мы заходим с…

…с интерактивными трансляционными аудиториями. У преподавателя будет пространство, сцена, сенсорная доска. И большие экраны с лицами студентов. Эту технологию мы подсмотрели у BBC.

…с технологиями видео 360, когда камера смотрит во все стороны и создает эффект присутствия. Если получится, внедрим это в лабораториях.

…с новыми видеопавильонами, в которых будет вестись запись лекций. Материал на 1,5 часа типовой лекции занимает в хорошем видео обычно 20 минут.

…с интересной технологией прозрачной доски. Преподаватель пишет на ней специальным маркером, стоя лицом к зрителям. Затем изображение переворачивается. Студентам важно видеть глаза лектора.

…с желанием развивать дальше работу с большими данными. В команде университета появился Ростислав Эдуардович Яворский, он привез в наш вуз современную школу аналитики больших данных, машинного обучения и ИИ.

Надо значит надо

Сказать, что я благодарен своему коллективу, это ничего не сказать. Каждый сотрудник бесценен, все работают по принципу: надо значит надо!

Весь коллектив интересен тем, что никто не боится браться за новые для себя цели и ставить амбициозные задачи, чувствует свою ответственность за общее дело и университет. Огромное спасибо за труд и самоотверженность, которую ребята проявляли в течение года. Удачного нового года!