ТПУ модернизирует комплекс для «рентгена» двигателей самолетов и кораблей

| 807

Специалисты Томского политехнического университета модернизируют роботизированный радиографический комплекс, созданный ранее в вузе по заказу АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» и не имеющий аналогов в России. Он предназначен для поиска мельчайших дефектов в роторах газотурбинных двигателей современных самолетов с помощью рентгеновского излучения. После модернизации комплекс сможет работать с более крупными деталями не только для самолетов, но и кораблей, а также электростанций.  

Фото: комплекс 2017 года

Комплекс разработан в 2017 году специалистами Инженерной школы неразрушающего контроля и безопасности ТПУ и внедрен на одном из предприятий корпорации.

«У предприятия расширилась номенклатура производимых изделий. Возникла потребность модернизировать комплекс, чтобы он смог работать с более крупными объектами. Дело в том, что если обычно с развитием технологий устройства становятся все меньше, то в неразрушающем контроле бывает наоборот. Установки для контроля становятся больше, так как появляется потребность контролировать качество более сложных и больших объектов.

И это технологический вызов для разработчиков, требующий новых инженерных решений», — говорит ведущий эксперт отделения контроля и безопасности ТПУ Александр Чепрасов.

Ротор двигателя работает при колоссальных тепловых и механических нагрузках. Он состоит из дисков, соединенных между собой методом электронно-лучевой сварки. Это высококачественный современный метод, однако даже он не исключает дефектов. Даже самый маленький пропущенный дефект может стать причиной аварии.

Изначально комплекс создавался как альтернатива традиционному и более трудоемкому  методу контроля с помощью пленок, чувствительных к рентгеновским лучам. В разработанном комплексе пленки не используются. В него входят робот-манипулятор, рентгеновский аппарат, приемник излучения и вращающийся стол для деталей, качество которых нужно проверить. Комплекс сканирует рентгеновскими лучами деталь и формирует ее цифровое изображение в высоком разрешении. На нем видны дефекты размером 100 микрон и менее.

«Работы по модернизации комплекса будут проводиться на площадке предприятия этим летом. Принципиальная схема работы комплекса останется прежней, но нам предстоит установить новый детектор излучения, а вместе с ним и весь детекторный узел. Это позволит получать изображение более высокого разрешения.

Также нам предстоит разработать программное обеспечение под новые задачи и изменить механические элементы комплекса для размещения объектов большего размера. И если раньше комплекс работал с деталями с максимальным диаметром в 70 см, то после модернизации — до 150 см», — поясняет специалист.