Политехники выяснили, какой студенты представляют Россию будущего в сети Instagram

| 854

Ученые Школы базовой инженерной подготовки Томского политехнического университета провели исследование процессов визуального конструирования образа будущего России в социальной сети Instagram. Ключевым маркером для анализа стали хештеги, которые использовали пользователи.

«На сегодняшний день процессы цифровизации являются важнейшими, влияющими на устойчивое развитие страны. Однако именно «цифровое расширение» современного общества потребовало переосмысления не только собственно дискурсов повседневности, но и практик и способов их визуализации. Сложность цифровых коммуникаций порождает новые образы будущего, в которых визуальный контекст доминирует над смысловым. Визуальные образы становятся медиумами со своей собственной реальностью и частью представлений о будущем каждого из нас и России, в целом.

Исследование процессов производства и потребления изображений в социальных сетях дает возможность изучить их в качестве продуктов социальной репрезентации — представления, выражения обозначения повседневности. При этом Instagram, согласно статистике, является одной из соцсетей в России с наибольшей вовлеченностью пользователей, где хештеги выступают неотъемлемой частью практически любой публикации. Это медиаплощадка, на которой люди делятся «реальными моментами своей жизни». Это и есть дискурсы повседневности, а визуальные образы стали новым средством коммуникации», — говорит научный руководитель исследования, руководитель отделения социально-гуманитарных наук Наталия Лукьянова.

При этом существует такая проблема, что визуальные образы, присутствующие как конструкты повседневности в социальных медиа, влияют на восприятие будущего страны в целом. Поэтому для их изучения требуются иные подходы, чем те, что возникли в «доцифровую» эпоху или в эпоху «цифровой миграции». По мнению исследователей, необходимо уделить внимание процессам визуального конструирование в социальных медиа, поскольку именно они дают возможность выявить реакции на определенные события, определяющее восприятие будущего России.

Для этого ученые провели качественный анализ повседневной реальности в Instagram по пяти парадигмальным социальным конструктам (маркерам): «Карьера в будущем», «Уверенность в будущем», «Политическое благополучие в будущем», «Технологичное благополучие в будущем», «Эмоциональное благополучие в будущем». Внутри каждый конструкт был разделен на две подгруппы — «Образ будущего для себя», «Образ будущего для других». Основная цель анализа — выявление трендов в публикациях, присутствующих в Instagram в течение последних трех лет.

«Целевой аудиторией исследования стали 170 молодых людей (118 девушек и 52 молодых человека) в возрасте 18-25 лет, являющихся, по субъективной оценке, активными пользователями социальных медиа.

Это дает нам основание считать, что полученные в результате исследования хештеги, отражающие представления, установки, социально ценностные и смысловые конструкты, в достаточно мере достоверны. Основной костяк выборки составили студенты Томского политеха. Сбор массива данных проходил в августе-сентябре 2020 года с помощью опросника «Конструирование образа будущего в социальных медиа» на платформе Google Drive», — добавляет эксперт.

Политехники анализировали каждый конструкт по двум направлениям: «Представление о будущем для себя» и «Представление о будущем для других (для страны)». Например, по результатам опроса, конструкт «Эмоциональное благополучие в будущем» включил в целом повторяемые с разной частотностью 643 хештега. По подгруппе личного эмоционального благополучия лидером оказался хештег #эмоции, далее в тройке «лидеров» – #счастье, #благополучие. Наименее упоминаемыми хештегами были #дети, #МентальноеЗдоровье, #Мояжизнь, #переезд, #Позитив, #счастьевсемье, #удовлетворение, #эмоциональнаястабильность.

По подгруппе эмоционального благополучия для страны доминирующим хештегом оказался #Россия. Наименее популярными среди повторяющихся маркеров в отношении образа эмоционального благополучия для России выступили хештеги #дружба, #МентальноеЗдоровье, #перемены, #радость, #развитие, #Россиянедлягрустных, #эмоциональноеблагополучиероссиян.

Конструкт «Карьера в будущем» — 624 ассоциации. Причем прямой хештег #карьера уверенно занял первую строку в обеих подгруппах. Рассуждения о карьере и будущем также сопровождаются хештегами #успех и #моебудущее, а также менее популярными #развитие, #бизнес, #интерес, #мечты, #счастье. Такой же подробный анализ был проведен и по остальным конструктам.

«В результате было выявлено несколько интересных закономерностей. Например, установлено, что ядро доминирующих хештегов в социальном конструкте «Политическое благополучие в будущем» включает повторяемые (шаблонные) с разной частотностью стереотипы, транслируемые массмедиа. Кроме того, установлены прямые корреляции (повторяемые хештеги в ядре и на периферии) между конструктами «Эмоциональное благополучие в будущем» и «Уверенность в будущем», «Эмоциональное благополучие в будущем» и «Карьера в будущем». Описана общая тональность — позитивная, негативная, нейтральная — процессов конструирования образа личного будущего и образа будущего России. Установлена специфика визуального конструирования образа будущего России в повседневности социальной сети Instagram: доминирование такого способа конструирования как дизайнирование будущего в предметно-вещной реальности; смещение акцентов в конструировании собственной идентичности в «технике себя», исходным условием предметного дизайна будущего становится удержание соприсутствия как отношений множественных «мы», где собственно отношения играют большую роль, чем смыслы. При этом установлена неоднозначность социальной репрезентации образа будущего России в социальных медиа, поскольку данный образ генерируется, транслируется и интерпретируется в парадигме трансакционного подхода, что значительно повышает значение эмоциональной оставляющей в процессах конструирования», — поясняет Наталия Лукьянова.

Полученные результаты открывают новую перспективу для анализа социокультурных трансформаций российского общества в условиях цифровизации, говорят авторы исследования. Кроме того, в рамках проекта решены задачи понимания ключевых тенденций по изучению медиакоммуникаций, в том числе политических, в условиях цифрового общества. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31100.