Школьники из Томска, Омска, Кемерова и Москвы представили свои проекты для космического эксперимента «Рой спутников»

| 899

В томском технопарке «Кванториум» прошел финальный в этом году «Космический урок», посвященный масштабному космическому эксперименту «Рой малых космических аппаратов (МКА)». Команды учеников 8-11-х классов под руководством экспертов, в том числе из Томского политеха, продемонстрировали результаты работы по созданию спутника и его систем.

Команда из Томска собрала макет спутника весом не более 10 кг с габаритными размерами стандарта 3U Cubsat и предложила варианты служебных систем и полезной нагрузки.

«Наш спутник оборудован системой связи для приема и передачи фото- и видеоинформации, команд и телеметрии другим спутникам в составе роя и на Землю. На макете мы отработали передачу сигнала на приемник, условно находящийся на Земле. Написали программный код, позволяющий передавать информацию об освещенности на борту спутника. Сейчас отрабатываем передачу сигнала массивом, что позволит транслировать большие объемы информации одним пакетом. Бортовой компьютер спутника контролирует все операционные процессы, обрабатывает все сигналы и управляет ими, система термостабилизации поддерживает нужную температуру частей наноспутника. Все системы протестированы. В качестве полезной нагрузки мы используем камеру высокого напряжения для дистанционного зондирования Земли — например, для обнаружения лесных пожаров и мест незаконной вырубки лесов», — говорят ребята.

Ученики Московского государственного образовательного комплекса, впервые принимавшие участие в «Космическом уроке», предложили свои варианты использования наноспутников в составе роя.

«Рой может стать отличным помощником для исследования излучения и космических объектов с помощью спектрального анализа. Этот метод можно использовать для изучения состава космических объектов на околоземной орбите и орбите Луны. Также можно исследовать их поверхности, выявлять очаги заражения», — уверены участники команды.

Ребята из Центра детского научного и инженерно-технического творчества при КузГТУ «УникУм» рассказали, что после замечаний и советов экспертов доработали конструкцию макета спутника, в частности — выносную штангу магнетометра для измерения магнитного поля вне корпуса малого космического аппарата.

«Измерять магнитное поле вне корпуса аппарата необходимо, для того чтобы снизить влияние металлических деталей и электромагнитных полей бортовой электроники на результаты измерений. Поэтому сама штанга должна быть выполнена из неметаллических деталей, либо их число должно быть минимально. При использовании двух одинаковых магнитометров на штанге и внутри можно оценить влияние аппарата на измерения», — поясняют школьники.

Воспитанники омского технопарка «Кванториума» совместно со специалистами ОмГТУ работали над двигателями для спутников роя.

«Двигатели предназначены для ликвидации ошибок выведения и поддержания параметров заданной орбиты, формирования орбитальной структуры группировки космических аппаратов и обеспечения маневрирования космических аппаратов в составе роя, а также для увода на орбиту утилизации в конце срока активного существования», — отмечают кванторианцы.

Все проекты оценили эксперты, в число которых вошли заведующий научно-производственной лаборатории «Современные производственные технологии» ИШНПТ ТПУ Василий Федоров, летчик-космонавт РФ, Герой Российской Федерации Александр Калери, ассистент кафедры авиа- и ракетостроения ОмГТУ Павел Степень. Они задали участникам команд вопросы и рассказали о том, как может развиваться проект далее.

Василий Федоров отметил важность автономных испытаний, основное назначение которых — проверить работоспособность научной аппаратуры в условиях, близких к реальным условиям космического полета. Такие условия можно создать и на Земле. Например, в ТПУ есть установка по моделированию факторов космического пространства.

«Малый космический аппарат для роя должен проработать на орбите не менее полутора месяцев. Чтобы быть уверенными в том, что корпус спутника и все его системы выдержат условия космического полета, проводятся в том числе термовакуумные испытания летной модели», — подчеркнул политехник.

Также школьники смогли пообщаться с членами экипажа МКС — космонавтом-испытателем Петром Дубровым и летчиком-космонавтом РФ, Героем РФ Олегом Новицким.

Справка:

«Космический урок» — совместный проект, который реализуют ВГТРК, РКК «Энергия» и университеты при участии администраций Томской и Омской областей. В нем принимают участие школьники, занимающиеся проектной деятельностью в космоквантуме детского технопарка «Кванториум».