Проректор по цифровизации ТПУ обсудил вызовы онлайн-образования на конференции CNews

| 731

Проректор по цифровизации Томского политехнического университета Александр Фадеев принял участие в конференции «Онлайн-образование: что ждет рынок в 2021 году» CNews — крупнейшего издания в сфере корпоративных информационных технологий в России и странах СНГ. Участники мероприятия обсуждали развитие рынка онлайн-образования, трудности запуска онлайн-школ и влияние перехода вузов на систему дистанционного обучения.

Конференция прошла в дистанционном формате. В ней приняли участие директор проектов CNews Юрий Хомутский и ведущий юрист департамента лицензирования юридической фирмы «Клифф» Марина Парвадова. Со стороны университетов в мероприятии с докладами выступили представители финансового университета при Правительстве РФ, МФТИ, университета Правительства Москвы, СПбПУ Петра Великого, ВШЭ и Томского политеха.

Основными темами обсуждения на конференции стали развитие рынка онлайн-образования, его целевая аудитория, перспективные и востребованные направления, а также влияние массового перехода университетов на дистанционное обучение студентов и проблемы онлайн-обучения.

Проректор по цифровизации ТПУ Александр Фадеев выступил с докладом «Рынок онлайн-образования – взгляд из университета». В нем он поделился с коллегами особенностями перехода технического вуза на дистанционное обучение, примерами лучших цифровых практик, а также видением онлайн-образования через призму университетов.

«Многие под онлайн-обучением подразумевают исключительно массовые онлайн-курсы, на которых может обучиться любой желающий. Однако красивые, увлекательные, массовые курсы в стиле «научпоп» не способны дать глубокое, системное обучение.

Томский политех использует такие онлайн-курсы для позиционирования вуза: мы рассказываем о себе, показываем своих ученых и уникальные лаборатории, — говорит Александр Фадеев. — Мы понимаем, что для серьезной инженерной подготовки необходимо научиться оценивать не умение студента сдавать тесты, а умение решать реальные инженерные задачи, и университет разрабатывает и активно внедряет цифровые компьютерные тренажеры, виртуальные лабораторные работы, VR-симуляторы и другие современные технологии».

Политехник уделил внимание развитию цифровой экосистемы вуза, которая сейчас включает 240 виртуальных лабораторных установок, 1 900 кампусных онлайн-курсов, 1 000 терабайт в собственном облачном хранилище, более 265 аудиторий для проведения занятий в гибридном формате, 2 000 лицензий для системы видеоконференцсвязи, сайт поддержки преподавателей и многое другое.

Проректор по цифровизации ТПУ отмечает, что для вовлечения аудитории в процесс обучения онлайн-образованию необходимо обращать внимание и развиваться в шести направлениях: безупречном контенте, круглосуточном сопровождении слушателей, мотивации обучающихся, разборе именно практических кейсов, работе на острие «хайповых» тем и развитию навыков, позволяющих самореализоваться или найти себе применение в бизнесе.

Будущее образования, в том числе инженерного, по мнению эксперта, заключается в ответе на несколько вызовов, в числе которых мотивация обучающихся, оценивание результатов деятельности, налаживание партнерских связей с индустриальными партнерами и коммерческими компаниями, а также внедрение систем прогнозирования процесса обучения.

«Перед образованием стоит несколько важных вызовов, один из которых заключается в том, что онлайн останется с нами навсегда. Наивно полагать, что после окончания пандемии все вернутся в исключительно очный режим работы и учебы.

Перед нами скоро встанет вопрос, в каких пропорциях разделять онлайн и офлайн», — добавляет политехник.