В Томском политехе создадут Центр развития авиационных технологий

| 1774

В Томском политехническом университете при поддержке компании «СибАэроКрафт», развивающей малую авиацию в Сибири, будет создан Центр развития авиационных технологий. Это будет научно-образовательный центр, направленный на поддержку исследований ученых вуза, актуальных для развития отечественной авиации и беспилотных летательных аппаратов, и работу со школьниками и студентами, интересующимися темой авиации.

О создании центра было объявлено в пятницу на открытии авиационной площадки имени В. Чкалова в Томском районе. Центр будет распределенным, он объединит разные научные коллективы Томского политеха, ведущих исследования в интересах авиации.

«Темой авиации в Томском политехе занимаются уже больше 110 лет. Для нас это направление не случайно.

Центр с одной стороны, объединит наши коллективы, ведущие исследования в интересах отечественной авиации, с другой стороны, станет точкой входа для компаний, партнеров для совместных исследований и проектов», — подчеркнул проректор ТПУ по цифровизации Александр Фадеев.

Также сотрудники центра и преподаватели Томского политеха будут оказывать методологическую поддержку, создаваемой «СибАэроКрафт» детско-юношеской спортивной авиашколы. Этот проект также был анонсирован сегодня на открытии площадки.

«Наша амбиция — создание в Томской области Авиационного центра. Он не мыслим без образования, без его поддержки. Развитие образования в области авиации — это наша большая социальная миссия», — сказал во время церемонии открытия инициатор создания авиаплощадки, генеральный директор компании «СибАэроКрафт» Владислав Левчугов.

В свою очередь губернатор Томской области Сергей Жвачкин, возглавляющий Наблюдательный совет ТПУ, высоко оценил планы компании по открытию детско-юношеского спортивного авиационного центра при поддержке Томского политеха.

«В советское время такие школы работали на базе ДОСААФа, и их надо возрождать. Мы подставим плечо», — сказал глава региона.

Отметим, сегодня в интересах авиации ученые ТПУ ведут целый ряд исследований, которые находятся на разной стадии внедрения.

Так, в области неразрушающего контроля ученые Томского политеха уже разработали целый ряд установок, позволяющих обнаруживать мельчайшие дефекты в сложных деталях авиационной техники, при этом никак не нарушая целостность детали. В частности, ТПУ активно развивают направление теплового неразрушающего контроля. Исследования ведутся под руководством профессора Владимира Вавилова. Такой метод контроля позволяет создавать «тепловую картину» материалов, на которой хорошо видны внутренние дефекты. Он особенно эффективен для композиционных материалов, которые все чаще используются в современных самолетах. Так, ТПУ разработали тепловой дефектоскоп для первого в России цельнокомпозитного самолета — это проект Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) в Новосибирске. Еще один пример разработки ТПУ — радиографический комплекс для контроля качества роторов газотурбинных двигателей современных гражданских и военных самолетов.

Также ученые вуза разрабатывают отечественные системы автономной навигации для беспилотников. Ученые создают датчики, сочетающие в себя сразу три функции — гироскопа, акселерометра и магнитометра. При этом они удароустойчивые и могут работать при экстремальных температурах. Для их разработки в вузе создана специальная «чистая лаборатория».

IT-специалисты вуза разрабатывают системы управления для пилотируемых и беспилотных аппаратов, система автоматизированного проектирования бортового программного космических аппаратов, системы управления для группы беспилотников, обеспечивающие их слаженную работу, комплексы для передачи данных с беспилотников в диспетчерский пункт, систему компьютерного зрения для беспилотников и инструменты для обнаружения на снимках с беспилотников хвойных деревьев, пораженных вредителями.

Кроме того, политехники работают над созданием новых материалов, которые могут быть использованы в интересах авиационной промышленности. Это оптические материалы на основе алюмомагниевой шпинели, диоксида циркония и иттрий-алюминиевого граната, активированного церием, а также новый материал на основе алюмоматричного композита. Их можно применять для обеспечения радиационной и баллистической защиты электроники, специальной техники и летательных аппаратов.

Справка:

Томский технологический институт императора Николая II (первое название Томского политеха) стал колыбелью сибирской авиации. В 1910 году профессор Борис Вейнберг организовал в вузе аэротехнический кружок (кстати, именно он предложил концепцию поезда на магнитной подушке).

В 20-е годы 20 века в Томском политехе был создан первый сибирский самолет, получивший название «Авиэтта СТИ-1». Позднее Томский политех стал альма-матер для знаменитых советских конструкторов вертолетов Михаила Миля (его коллективом были созданы вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и другие) и Николая Камова (под его руководством были созданы вертолеты Ка-8, Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-25, Ка-26, винтокрыл Ка-22 (1964), аэросани Север-2 и Ка-30, глиссер). Именно Камов придумал само слово «вертолет».