Руководитель программы по внедрению «Актива будущего» «Газпром нефти»: «ТПУ на правильном пути в развитии нового инженерного образования»

| 770

На круглом столе в Томском политехе, посвященном развитию нового инженерного образования, с позицией индустриального партнера выступили представители ПАО «Газпром нефть».

Мероприятия проходило в рамках форума молодых ученых U-NOVUS’2021 в Томске. Эксперты обсуждали, какие изменения в ближайшие годы ожидаются в высокотехнологичных секторах экономики, каких инженеров будут ждать на новых предприятиях, и что нужно изменить в системе подготовки инженеров.

Руководитель программы по внедрению «Актива будущего» ПАО «Газпром нефть» Лидия Швилкина поделилась своим видением того, как должно меняться инженерное образование, чтобы успевать за новым витком развития индустрии. По ее словам, технологии, раньше казавшиеся фантастикой, активно внедряются в производство. Это и цифровые двойники, и предиктивная аналитика, и роботизация. Следовательно, меняется и подход к компетенциям сотрудников, в том числе и руководящего состава.

«Сейчас фокус сдвигается от физической работы в сторону аналитики, работы с данными, использования цифровых инструментов. У руководителей по-прежнему важны также soft skills, про которые уже говорили, что их нужно отрабатывать в среде во время учебы и работы. Речь идет как о принятии решений на основании того, что предлагают цифровые помощники, так и о кроссфункциональной работе, о широте мышления», — сказала она.

Лидия Швилкина добавила, что вместе с вузами необходимо проработать идею, чтобы базовые знания были, как компьютерная плата, на которую человек впоследствии может добавлять модули — новые специальности. Однако важно понять, как не перегружать студентов и молодых специалистов большим количеством новых кроссфункциональных знаний.

«Что касается Томского политехнического университета, хочу сказать, что вы на правильном пути. Вы внедряете в образовательные программы и работу с цифровыми двойниками, и всевозможные цифровые инструменты, и онлайн-курсы, активно используете VR-технологии. Работа в Центре Heriot-Watt ТПУ вообще построена на кроссфункциональности.

Очень важно, чтобы у студента и молодого специалиста формировались привычки к использованию тех или иных инструментов и методов работы. Нам еще предстоит много совместной работы, в том числе над формированием кроссфункциональной среды», — подчеркнула она.

Руководитель программ Блока экспертизы и функционального развития «Газпромнефть НТЦ» Павел Сорокин представил участникам круглого стола подход компании к развитию качественно нового инженерного образования, которое сегодня невозможно без участия бизнеса.

«Формирование совместных образовательных программ вузов и компании имеет ключевое значение для подготовки высококлассных специалистов, обладающих практическими навыками. Мы как компания понимаем, что без активного участия невозможно развитие и трансформация подходов к подготовке молодых профессионалов. Сегодня темпы трансформации бизнеса и отрасли значительно опережают образовательные процессы и стандарты. Поэтому «Газпром нефть» активно развивает партнерство с ведущими вузами России. Например, в Томском политехническом университете нам удалось подготовить и реализовать подход к образовательным проектам и программам, который позволяет в полной мере воспроизвести операционные модели, существующие в компании. Данный подход позволяет студентам проводить практико-ориентированные научно-исследовательские работы. В результате полностью нивелируется процесс онбординга и адаптации, и компания получает подготовленного специалиста, способного сразу после вуза продемонстрировать свой профессионализм», — сказал он.

Также среди компетенций, важных для инженеров нового поколения, Павел Сорокин выделил «мягкие» навыки, системное мышление и развитие технологического предпринимательства.

«Всесторонне подготовленные кадры, обладающие хорошо развитыми профессиональными компетенциями и личностными навыками, представляют ценность не только для нашей компании, но и для всего отраслевого рынка в целом», — подытожил эксперт.