Эксперты ТПУ модернизировали программы образования в области интеллектуальной энергетики для вузов России и Вьетнама

| 590

Завершился масштабный проект Establishing smart energy system curriculum at Russian and Vietnamese universities ESSENCE («Разработка образовательной программы в области интеллектуальных энергетических систем в российских и вьетнамских вузах»). Томский политехнический университет выступал в нем в роли национального координатора и лидера по разработке учебных материалов для образовательной программы.

Проект реализовывался в рамках грантовой программы Европейской комиссии Erasmus+ Capacity Building in Higher Education. Работы по нему длились с 2017 года. Основной задачей рабочей группы стала разработка и внедрение базовой модели магистерской программы, соответствующей вызовам современной повестки энергетической отрасли.

«Запланированные результаты достигнуты — совместными усилиями участников проекта в достаточно непростых условиях мы сформировали основу для разработки и модернизации образовательных программ в виде рекомендуемых результатов обучения, образовательных технологий и учебных материалов по ключевым дисциплинам. Вузы-участники проекта открыли новые и модернизировали существующие программы в области интеллектуальных энергосистем. Мы получили высокую оценку наших результатов со стороны внешних экспертов и национального офиса Erasmus+ в России. Теперь основной задачей является обеспечение устойчивости результатов проекта в долгосрочной перспективе», — говорит руководитель проекта в ТПУ Антон Прохоров.

Главными вопросами, обсуждаемыми международными экспертами в рамках проекта, стали важность компетентностного подхода в разработке и реализации современных образовательных программ в условиях быстро изменяющихся технологических приоритетов энергетической отрасли, а также усиление связей с промышленностью и участие специалистов компаний в образовательном процессе.

«У ТПУ есть богатый опыт сотрудничества с промышленными компаниями-лидерами электроэнергетики России — мы более 10 лет реализуем совместные образовательные проекты с АО «Системный оператор Единой энергетической системы» и первыми в стране открыли подготовку междисциплинарных специалистов, готовых к выполнению задач цифровизации сразу после университета. Благодаря такому опыту удается обеспечить высокую степень ориентированности образовательных программ на ожидания отрасли и соответствие их глобальной повестке.

Результаты работы в проекте ESSENCE показали, что наши программы соответствуют лучшим международным практикам, как с точки зрения набора формируемых компетенций, так и с точки зрения сутевого содержания»,

— добавляет Антон Прохоров.

Особое внимание эксперты проекта уделили вопросам реализации программ академической мобильности в условиях пандемии COVID-19. По их мнению, основным решением остается организация мероприятий в гибридном и онлайн форматах, однако при этом необходим тщательный выбор новых образовательных технологий, обеспечивающих эффективность дистанционных форм обучения. Так, летом в ТПУ в рамках проекта прошла международная летняя школа по интеллектуальным энергетическим системам. Эксперты отметили ее успех, принято решение проводить школу ежегодно.

«Как показывает опыт, формирование сильных и долгосрочных связей с зарубежными партнерами на уровне отдельных подразделений и сотрудников также позволяет противостоять глобальным вызовам. В этом году после «карантинного» 2020 Томский политех вновь принял студентов из Франции. Четверо студентов из Консерватории искусств и ремесел CNAM (Париж) уже прибыли для обучения по модернизированной в рамках проекта ESSENCE программе академической мобильности», — делится политехник.

Справка:

Итоговая встреча экспертов проекта прошла в конце сентября в гибридном формате на базе Уральского федерального университета. В ней приняли участие более 200 представителей вузов, организаций и промышленных компаний России, Европы и Вьетнама. Они подвели итоги работы, а также обсудили развитие образовательных программ университетов в условиях цифровизации электроэнергетической отрасли, форматы взаимодействия университетов и промышленных компаний и обеспечение качества образования.