Решения для трансформации инженерного образования предложили политехники на стратегической сессии

| 896

Преподаватели, ученые, сотрудники и студенты Томского политеха приняли участие в большой стратегической сессии по развитию инженерного образования. За пять дней работы под руководством наставников из Московской школы управления «Сколково» политехники определили проблемные точки в существующей системе инженерного образования в ТПУ и сформулировали предложения по их преодолению. Часть идей и предложений будут взяты в дальнейшую работу.

Сессия проходила очно с 16 по 20 ноября на площадке Центра опережающей профессиональной подготовки по Томской области. В ней участвовали представители всех инженерных и исследовательских школ университета, специалисты подразделений и команда внешних экспертов. Ведущим сессии стал руководитель проектной работы Московской школы управления «Сколково» Павел Мрдуляш. Установочную часть открыл научный руководитель программы «Приоритет 2030» Андрей Волков — он рассказал о трендах трансформации университетов и ответил на вопросы участников сессии (выступление можно посмотреть в записи). 

«Инженерное образование — это суть Томского политеха. Можно сказать, что это наша основная работа. Но, как лидеры направления, мы видим потребность в изменениях. Мы понимаем, что подходы и модели подготовки инженеров необходимо трансформировать и в ТПУ, и в отрасли в целом. Это серьезная и глубокая работа.

В первую очередь нам нужно определить точку, в которой мы находимся, понять проблемы и увидеть решения. Для этого и была организована стратегическая сессия — пять дней полного погружения в проблематику, без отвлечения на текущие задачи», — сказал и.о. ректора Томского политеха Дмитрий Седнев

Участники работали по семи направлениям: управление образовательными программами, содержание этих программ, молодежная политика, наука и разработки, человеческий капитал, социальная инженерия (гуманитарные аспекты подготовки инженеров), инжиниринг и технологическое предпринимательство.

«Каждая команда в своем направлении сформулировала основную проблему и решение с планом работы на ближайшее время. Команды представили их на итоговой защите в субботу и получили обратную связь от экспертов и коллег в формате вопросов, дополнений и комментариев. У каждой команды были интересные предложения разной степени проработанности. Часть из них точно будут взяты в работу, часть потребует дополнительных консультаций. Кроме того, на сессии сложились команды, готовые заниматься реализацией этих предложений. И это самый главный итог», — отметил Дмитрий Седнев.

Например, группа, занимавшаяся проблемой содержания образовательных программ, основной проблемой назвала «разрыв между текущей подготовкой инженера и реальной профессиональной деятельностью». Ее решением может стать переход на проектное образование с индивидуальными траекториями и вовлечением в реальные проекты науки и индустрии. Участники группы предложили, например, организовать для первокурсников «краш-курс», на котором они будут работать над несложными инженерными проектами. Курс поможет выявить, каких навыков не хватает у студентов.

Группа по развитию технологического предпринимательства и инжиниринга сформулировала два основных вызова: «необходимость перехода к продуктовой логике управления в процессах инжиниринга и RnD» и упущенная выгода от технологического предпринимательства. По мнению членов рабочей группы, решением второй проблемы могут стать, например, создание экспериментальной стартап-студии и поиск оптимальных бизнес-моделей.

Подробнее о предложенных решениях будет рассказано в серии постов в телеграм-канале «Портал ТПУ».