Как отличить подлинную стартап-студию от подделок, и почему эта модель подходит для вузов, рассказал технологический предприниматель, сооснователь ГК «Техноспарк» в ТПУ

| 630

В Томском политехническом университете сегодня стартовала стратегическая сессия по развитию студенческого технологического предпринимательства. Рабочую программу открыл сооснователь группы компаний «Техноспарк» Денис Ковалевич. Он рассказал о новой для университетов модели «стартап-студия».

Предприниматели, стартапы и университеты

«Мы живем в ситуации падения уровня предпринимательской активности. Количество людей, занимающихся предпринимательством, уменьшается, а значит, все меньше и культуры и опыта этой деятельности. В сфере технологических стартапов и венчурных инвестиций ситуация еще хуже, чем в традиционных видах бизнеса», — отмечает спикер.

Во всем мире опережающим темпом растет процент новых стартапов в секторах deep-tech, их доля уже составляет больше 30% и будет расти. В России, по словам эксперта, ситуация пока обратная: здесь превалируют инвестиции в IT и интернет-стартапы.

«На сегодняшний день университеты делают незначительный вклад в развитие стартап-индустрии в России. Доля студенческих стартапов в России на уровне 3 %, при том, что в мире этот показатель равен 25 %»,

— добавляет сооснователь ГК «Техноспарк».

Быть фаундером

«На мой взгляд, в России, как и в других странах с низким уровнем плотности стартапов и предпринимательства, эффективность таких форм как инкубатор или акселератор, минимальна. Они работают хорошо в тех местах, где есть избыточность предпринимательских проектов. В обратном случае мы получаем грантожерство и так называемый pdf-стартапинг, когда бизнес существует только на картинках. Немало людей участвуют в разных воркшопах, форумах и других тусовках, но реальным предпринимательством не занимаются», — сказал в своем выступлении Денис Ковалевич.

По мнению эксперта, модель стартап-студии может хорошо подойти для университетов. В этом случае вуз выступает в роли одного из акционеров студии — вместе с опытными технологическими предпринимателями. Студия же в свою очередь становится фаундером новых стартапов и берет на себя основные операции на первых этапах жизненного цикла компании.

Отличить от подделки

Подлинную стартап-студию, по мнению эксперта, отличают три основных фактора: решение, какие стартапы создать, инвестирование собственного капитала в свои стартапы, а также работа с подбором людей, а не идей.

«Если вы хотите узнать, является ли какая-то компания стартап-студией, или она лишь себя так называет, достаточно проверить эти три пункта: собственные гипотезы, собственные инвестиции, предприниматели-резиденты как строители стартапов. Если хотя бы одной из этих составляющих вы не найдете — то перед вами что-то иное, но не стартап-студия», — уверен Денис Ковалевич.