En

Преподаватель Сергей Степанов: о равенстве со студентами и субъективности оценок

Преподаватель Сергей Степанов: о равенстве со студентами и субъективности оценок

Доцент отделения материаловедения Инженерной школы новых производственных технологий ТПУ Сергей Степанов преподает сразу несколько дисциплин на бакалавриате и магистратуре, руководит образовательной программой, занимается научно-исследовательской деятельностью. При этом пары для него — это отдых, а со студентами Сергей старается выстроить отношения, основанные на взаимном уважении. О том, чему преподавателя могут научить студенты и почему он не любит ставить оценки, политехник рассказал Службе новостей в рубрике «Политехнические истории».

«Оптотехника — это судьба»

Сергей родом из Мариинска (Кемеровская область). Многие выпускники гимназии, где учился герой текста, поступали в Томский политехнический университет. Когда будущий преподаватель ТПУ был в десятом классе, к ним приехал выпускник, который и рассказал про направление «Оптотехника».

«Я даже не знал, что такое направление существует. Потом я увидел объявление про набор целевых студентов от КАО „Азот“, прошел отбор и подал документы в Томский политех на «Оптотехнику». Помню, как пришел тогда в приемную комиссию, отнес документы, через день мне сказали, что я зачислен. В моем случае это была судьба. Политехник я с 2004 года. В 2008 году окончил бакалавриат, затем поступил в магистратуру так же по направлению «Оптотехника», затем — в аспирантуру ТПУ», — рассказывает Сергей.

Политехник вспоминает, как удивило его отношение преподавателей — маститых профессоров, ученых, основоположников школы оптотехники в ТПУ, среди которых Виктор Михайлович Лисицын, Николай Афанасьевич Агапов, Владимир Иванович Корепанов, Владимир Папилович Ципилев, Виктор Федорович Штанько и другие — на парах они разговаривали со студентами, обсуждали с ними пройденное, а не заставляли просто сидеть и писать конспекты.

«Каждое занятие — это было всегда какое-то открытие, потому что преподаватель с нами все это открывал, лекций в стиле „трансляций“ у нас никогда не было. Какие-то конспекты мы, конечно, писали. Но важнее было не сидеть и писать, а успеть делать какие-то пометки, чтобы понимать логику. Потому что у наших преподавателей был такой подход: основные материалы мы получали заранее, а на занятиях обсуждали, что поняли, что не поняли, задавали вопросы», 

— говорит Сергей.

Нет «научительству», да — равенству и саморазвитию

Первую пару, вспоминает Сергей, он провел после окончания магистратуры для своих соседей по общежитию.

«Это были магистры, со многими мы жили в одном общежитии. Я был старше их на год, а кто-то из группы был старше меня. Определяющим с самых первых дней преподавательской деятельности стало равенство на занятиях. Не было дистанции. И, на самом деле, было легко просто разговаривать, не пытаться именно в этом плане чему-то научить, этого „научительства“, его никогда не было. Можно поделиться опытом, а если этого опыта нет, то попытаться найти его со студентами. Это же обоюдное саморазвитие. Вообще, я на занятиях отдыхаю. Почему? Во-первых, студенты хорошие, с ними всегда интересно, интересно разговаривать, интересно развиваться. Во-вторых, пары очень помогают переключаться», — делится политехник.

MN3yKG_u9aI.jpg

Сейчас Сергей преподает сразу пять дисциплин для бакалавров и магистров, среди которых информационные технологии в оптотехнике, оптические измерения, физические основы источников излучений и другие, а также руководит образовательной программой «Оптико-электронные приборы и системы» по направлению «Оптотехника».

Основная цель в качестве преподавателя, по словам политехника, это помочь студенту с саморазвитием, научить его генерировать идеи.

«Мне кажется, что просто научить — это же, по сути, натаскать. Наставничество — это классный метод, но он отменяет возможность генерировать идеи. А у нас такое направление, что студенты должны стать генераторами идей. Они могут сами этого не понимать, а ты их втягиваешь, чтобы они присваивали себе проекты. Даже, пускай, он изначально не сам генерирует проект, но, когда он себе присвоит проектную задачу, поймет, что она его, ему может стать прямо жизненно необходимо ею заниматься. И человек начинает генерировать сам идеи, начинает генерировать результат. Здесь важно показать ему, как в это состояние присвоения идей попадают. В этом принципиальное отличие», — считает преподаватель.

«Как я могу преподавать без реального практического опыта?!»

Своих студентов Сергей активно привлекает к технологическим и исследовательским проектам научного коллектива отделения. В сферу его научных интересов входят оптические исследования, оптический контроль, оптический неразрушающий контроль материалов. Студенты, выбравшие направление «Оптотехника», участвуют в исследованиях, учатся работать со специализированным оборудованием, становятся обладателями грантов и стипендий Президента РФ.

DSC_7440.jpg

«Я считаю так: как я могу преподавать, какой опыт я могу доносить, если я его не получаю каждый день? Я занимаюсь реальной практической работой, разрабатываю оборудование, публикуюсь в научных журналах, выполняю НИОКР — весь этот опыт я могу как передать студентам, так и вовлечь их», — поясняет преподаватель.

Оценки — это вещь субъективная

Практически единственное, что ему не нравится в преподавательской деятельности, это ставить оценки, делится Сергей.

«Оценки — это очень субъективная вещь. То есть это требования, человека необходимо аттестовать. Я не против, но для меня аттестация — это как два пальца вверх — все классно или нет, либо аттестован, либо не аттестован. Должен быть определенный уровень саморазвития, самоорганизации, иначе в чем вообще смысл?»,

— считает политехник.

При этом «заваливать» студентов он не любит, старается помочь преодолеть психологический барьер, используя для этого разные методы: самооценивание, коллегиальные обсуждения, квизы.

Image-1163.jpg

«Я это для себя называю методом математического „тыка“. Есть перечень вопросов, я выбираю 10 из них наугад, но с определенной целью. Когда я понимаю, что нашел „болевую точку“, то пытаюсь в сжатой форме студенту что-то рассказать, что-то донести», — рассказывает герой.

Правильно расставленные приоритеты

Совмещать преподавание, науку и административную работу, говорит Сергей, помогает подходящее настроение. Планирование, когда задач так много, получается сугубо формальным.

«Очень важны и настроение, и приоритеты. Я, например, уже научился понимать, когда хороший день для того, чтобы измерить спектр. Это сложно объяснить, но это так. При этом я понимаю, что, когда активно начинаю заниматься „административкой“ — значит, я подустал, у меня закончились идеи. То есть я столкнулся с какой-то особенно сложной задачей — я переключаюсь на административную работу и даю себе отдых. Поэтому я и говорю, что для меня пары — это окна отдыха. Когда сидишь, сутки заполняешь какие-то бумаги, работаешь с рецензией на статью, а тут, оп — и студенты», — делится политехник.

Другие материалы о преподавателях и ученых ТПУ:

Профессор Уленеков — о «дешифровке» молекул, простоте фундаментальной науки и коллективе

Молодой ученый Мария Киргина: о топливе будущего, научном «переопылении» и умении отпускать

Остались только сложные задачи: о команде ученых и инженеров Томского политеха, работающих в проекте СКИФ

Справка

В этом году в Томском политехе открыто 3 427 бюджетных мест в бакалавриат, специалитет и магистратуру.

Посмотреть список направлений и задать вопросы о поступлении можно на сайте «Абитуриент ТПУ», официальной группе вуза для абитуриентов, по номеру колл-центра 8-800-350-28-09 и в чат-ботах.