En

Дмитрий Седнев: «Развитие будущих инженеров возможно только при комплексности усилий»

Дмитрий Седнев: «Развитие будущих инженеров возможно только при комплексности усилий»

Сегодня, 20 марта, в рамках Всероссийского инженерного конкурса прошло заседание клуба ректоров инженерных вузов – участников проекта «ДНК России». Темой встречи стал пересмотр гуманитарной подготовки инженеров. В обсуждении принял участие ректор Томского политеха Дмитрий Седнев.

Ректор Томского политеха подключился к дискуссии в онлайн-формате. В своем выступлении он отметил увеличивающуюся роль гуманитарной составляющей в подготовке будущих инженеров.

Социогуманитарная подготовка должна заложить общечеловеческий мировоззренческий базис инженера. В ответ на этот вызов мы в Томском политехе «пересобираем» социогуманитарный курс. Основные дисциплины, которые подверглись «пересборке» или переосмыслению, с точки зрения методики образования, это философия и история. Мы ввели отдельный блок по истории инженерии, чтобы студенты знали о великих инженерах и их изобретениях, могли гордиться и, что важнее, учиться у них. Это знание должно стать фундаментом, от которого можно отталкиваться в дальнейшем

— отметил Дмитрий Седнев.
По мнению ректора Томского политеха, вторым важным блоком в построении качественной системы социогуманитарного образования инженеров должно стать развитие коммуникативных навыков (работа в команде, выявление лидерских качеств). Прежде всего — через проектное обучение, когда студенческие команды собираются из представителей разных специальностей. Такая коммуникация существенно усиливает будущего инженера, с точки зрения формирования его как полноценного члена команды и человека, умеющего наладить взаимодействие и быстро уйти в продуктивную работу.

«Третьим важным блоком, по моему мнению, являются этические вопросы, которые касаются развития технологии и техники. Инженерная наука всегда сопряжена со многими выборами среди исследователей и инженеров: по какому пути пойти. Будущим инженерам и инженерной школе необходимо прививать цели устойчивого развития общества», — подчеркнул ректор Томского политеха.

Дмитрий Седнев отметил, что гармоничное развитие будущих инженеров возможно только при комплексности усилий и формировании благоприятной среды для этого.

«Одним социогуманитарным блоком ограничиваться точно не надо. Для формирования целевых установок по взаимодействию с обществом и роли инженера необходимы разные инструменты, а использовать их необходимо не только в образовательном процессе. В Томском политехе очень много делается в части внеучебной нагрузки. Это спорт, клубы по интересам и многое другое. Мы в прошлом году запускали конкурс «Меняй политех», в рамках которого возникло несколько новых клубов именно по инициативе студентов. Управляя студенческой средой, мы получим инструменты для решения задач и инженерного образования в том числе», — добавил он.

Справка

В дискуссии приняли участие руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин, заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки Александр Ведехин, ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко, и.о. научного руководителя института фундаментальных проблем социогуманитарных наук по направлению «История науки и образования» НИЯУ МИФИ, член-корреспондент РАН Павел Уваров, руководители ведущих инженерных вузов России. Модератором встречи выступил научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов.