Проектировочная сессия состоялась в рамках большой работы по формированию новой модели базового инженерного образования в университете на последующие годы. В течение трех дней политехники в формате групповой проектной работы обсуждали проблемы и перспективы существующей модели базового образования и формировали предложения по ее модернизации с учетом современных тенденций российского и мирового образования. Участники работали в девяти группах по разным тематикам: «Математика», «Физика», «Механика + начертательная геометрия и инженерная графика», «Химия + биология», «Информатика», «Соцгум», «Экономика + предпринимательство», «Образ целого + управление», «Воспитание».
Группы сформированы таким образом, чтобы в каждой из них были представители от студентов или аспирантов, профессорско-преподавательского состава как базового, так и специализированного образования, административно-организационных служб. Особый акцент сделан на междисциплинарность групп, что позволяет посмотреть на одну и ту же проблему с разных позиций.
Так, в группу «Математика» вошли химики, предприниматели, представили отделения естественных наук, информатики, геологи. Это связано с тем, что математический аппарат является инструментом профессиональной деятельности инженеров разных направлений. Главный тезис группы заключается в необходимости оставить в базовом образовании все учебные дисциплины, но увеличить количество часов некоторых из них в зависимости от специализации.
Участники группы «Информатика» при обсуждении новой образовательной траектории по информатике сделали акцент на сокращение разрыва между базовой подготовкой будущего инженера и запросом в области необходимых компетенций от работодателя.Переход от базовой части к спецчасти может осуществляться через решение примеров и задач из прикладных дисциплин, синхронизацию содержания базовых дисциплин и работу в связке с руководителями образовательных программ, которые будут формировать «запрос» на те или иные дисциплины. При этом важно использовать как классические, так и продвинутые методы активного и интерактивного обучения в зависимости от задач. Также важным шагом в преобразовании образовательной траектории по математике должна стать эффективная организация самостоятельной работы студентов, которой отводится достаточно много времени. Необходимым инструментом могут стать электронные курсы, тренажеры, математические игры,
Переход от базы к спецчасти, по предложению группы, должен выглядеть следующим образом. За счет модернизации дисциплин – например, через реализацию творческих проектов, учебные практики – некоторые начальные дисциплины, в частичности, элективы и факультативы, должны быть доработаны таким образом, чтобы «подхватить» базовые навыки информатики и планомерно донести их до профильных дисциплин. Этого можно достичь, например, через внедрение цифровых инструментов программирования в профильные дисциплины, построения систематического взаимодействия руководителя образовательной программы с преподавателем базового курса, а также через увеличение объема базового курса информатики.Сегодня уровень развития отрасли такой, что без информатики, которая дает навыки алгоритмизации, программирования и пользования цифровыми инструментами, инженер не в состоянии спроектировать и реализовать безопасно функционирующий технологический процесс. Он не будет эффективен в плане времени, точности, количества потенциальных ошибок. Необходимо обеспечить переход на более целостный уровень преподавания с учетом требований заказчика как со стороны промышленности, так и со стороны науки, интегрировав навыки информатики в основные образовательные программы,
Работа в рамках формирования новой оптимальной модели базового инженерного образования будет продолжена. По итогам серии мероприятий планируется формирование новой образовательной системы. Концепт будет представлен к октябрю 2023 года. Внедрение новой системы запланировано с начала 2024 года.