Отправить новость
2442 просмотра Версия для печати

«Теплоскоп» политехников поможет выявить скрытые дефекты в панелях самолетов

Ученые Томского политехнического университета разработали не имеющий аналогов тепловой дефектоскоп, с помощью которого можно выявить повреждения в самолетных конструкциях как на стадии производства, так и эксплуатации.

На фото: демонстрация теплового дефектоскопа-томографа

Принцип работы устройства основан на инфракрасном термографическом методе неразрушающего контроля дефектов в композитных материалах, используемых в авиакосмической промышленности. Такими дефектами могут быть повреждения, появляющиеся от ударов о самолетные панели различных птиц, багажа, инструментов и так далее.

«Суть метода, называемого также тепловым контролем, заключается в импульсном нагреве поверхности объектов контроля и регистрации ее динамического температурного поля. Скрытые дефекты обладают отличными от основного материала теплофизическими свойствами и проявляются в виде локальных тепловых аномалий поверхностной температуры, которые фиксируются в виде цветных термоизображений»,

— рассказал РИА «Томск» заведующий лабораторией тепловых методов контроля ТПУ Владимир Вавилов.

По сравнению с ультразвуковым, радиационным и другими методами контроля, которые активно применяются в настоящее время, тепловой контроль позволяет отслеживать специфические дефекты композитов бесконтактным способом и с высокой производительностью. Например, в самолетных конструкциях инфракрасный метод используют для обнаружения скрытой воды в сотах и ударных повреждений в панелях.

Так, разработанная в Томском политехе более 10 лет назад методика экспрессного обнаружения воды в эксплуатируемых самолетах, в настоящее время внедрена в российской авиации в рамках сотрудничества с ГосНИИ гражданской авиации.

«Совместно с ГосНИИ гражданской авиации мы планируем провести и испытания теплового дефектоскопа. В настоящее время прибор проходит стадию тестирования в лабораторных условиях. Завершатся испытания в 2016 году»,

— пояснил пресс-службе ТПУ Владимир Вавилов, добавив, что конечной целью ученых является внедрение теплового дефектоскопа в российскую авиакосмическую отрасль.

Финансовую поддержку проекту оказывают Томский политехнический университет и ряд промышленных предприятий. Наибольший интерес к разработке, по его словам, сегодня проявляют зарубежные компании.

«Инфракрасный контроль становится сегодня все более популярным за рубежом. При этом лаборатория теплового контроля ТПУ является ведущей в мире по разработке теории и технологий метода», — отметил ученый.

Справка:

Лаборатория тепловых методов контроля создана Владимиром Вавиловым в 1978 году по инициативе директора НИИ электронной интроскопии (НИИ ЭИ) при Томском политехническом университете профессора Владимира Горбунова. Специализировалась лаборатория на разработке теории теплового метода и создание инфракрасных устройств, для обнаружения дефектов в многослойных изделиях.

Приоритетные направления исследований лаборатории — разработка теории теплового контроля и методик его применения в медицине, строительстве, энергетике и авиакосмической технике, а также организацию курсов по инфракрасной термографии и тепловому контролю в России и других странах.

Основным коммерческим продуктом лаборатории является не имеющий мировых аналогов пакет компьютерных программ, предназначенных для моделирования задач теплового контроля и обработки инфракрасных изображений.

Заметили ошибку?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter