Отправить новость
2373 просмотра Версия для печати

Возможность ходить: в вузе разработали эффективную методику реабилитации детей с ДЦП

Ученые Томского политехнического университета разработали собственную методику реабилитации детей с детским церебральным параличом. С помощью математического моделирования они выяснили, как организм ребенка приспосабливается к нарушениям мышечной активности. Они решили не пытаться научить детей ходить так, как это делают их сверстники без ДЦП, а развивать те механизмы, которые уже «придумал»  детский организм. Сейчас по разработанной методике в Северске занимаются 30 детей в возрасте от 8 до 14 лет.

Аспирант кафедры спортивных дисциплин Сергей Коршунов демонстрирует оборудование, использованное в исследовании.

«Когда у человека что-то нарушается, его организм начинает приспосабливаться к изменениям. В случае с ДЦП ребенка уже нельзя вернуть в состояние нормы. А многие существующие методики пытаются научить ребенка с ДЦП ходить, как ходят люди без нарушений. Но его походка всегда будет отличаться.

Наши исследования показали, что организм таких особенных детей придумывает свои механизмы ходьбы. Их мы и положили в основу методики. Такой подход позволит научиться ребенку ходить настолько хорошо, насколько способен его организм»,

— рассказывает научный руководитель проекта, профессор кафедры спортивных дисциплин Леонид Капилевич.

Исследования научной группы начались 2,5 года назад. Тогда с помощью скоростной камеры ученые отследили движения 30 детей с ДЦП. Они обнаружили, что у детей есть некоторые особенности ходьбы. Например, руки и ноги у них задействованы не в противофазе: вместе с правой ногой двигается правая рука. Кроме того, чтобы держать равновесие, они увеличивают амплитуду движения рук.

«Здесь нам помогло математическое моделирование. Всего мы нашли две различные модели: по-разному двигаются мышцы у тех ребят, кто может ходить самостоятельно, и у тех, кому требуется поддержка», — поясняет Леонид Капилевич.

Разработанная методика представляет собой комплекс из более чем 200 упражнений, из которых можно собрать индивидуальный набор упражнений для каждого ребенка. Также реабилитация предполагает сеансы массажа и физиотерапии. Занимаются дети в реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями в Северске. С ними работает аспирант кафедры спортивных дисциплин Сергей Коршунов.

Сам Сергей 13 лет занимался гиревым спортом, получил звание мастера спорта, дважды становился чемпионом России среди студентов. По словам аспиранта, работая с детьми, он старается поддерживать в них спортивный дух.

«Дети занимаются уже больше двух лет. Они приезжают группами по 3-4 человека и проходят двухнедельный курс занятий. Если в традиционных методиках на все занятие отводится 30-40 минут, то у нас занятие длится час. Значительно увеличено время разминки, потому что ребятам нужно больше времени, чтобы разогреться», — говорит Сергей Коршунов.

Методика позволяет работать с детьми разного возраста и с разными формами ДЦП.

«Можно начать работать с любого этапа. Если ребенок не умеет стоять, мы его научим стоять, если не умеет ходить — научим,

— отмечает молодой человек. — Так как все 30 детей проходили первоначальное обследование, мы знаем, на что способен их организм. Этим летом мы проведем повторное исследование, чтобы точно оценить прогресс, хотя он виден уже сейчас. Самый лучший результат показал мальчик с диагнозом «спастический тетрапарез» — он научился ходить». 

Добавим, недавно ученые получили патент на способ реабилитации больных с ДЦП в виде спастической диплегии. Работы ведутся в рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда.

Справка:

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга, в результате чего развиваются непрогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики.

Заметили ошибку?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter