В Томске стартовали новые «Космические уроки»

| 896

В Томске состоялся 14-й «Космический урок», посвященный масштабному эксперименту «Рой малых космических аппаратов (МКА)». Команды школьников под руководством экспертов в течение шести месяцев будут работать над созданием проекта и макета наноспутника. Томский политехнический университет выступает куратором уроков.

Участниками 14-го урока стали учащиеся 8-11-х классов из Томска, Омска и Королева, а также воспитанники программы «Космоквантум» детских технопарков «Кванториум». Их приветствовали губернатор Томской области Сергей Жвачкин и губернатор Омской области Александр Бурков.

«На космическую отрасль успешно работают томские университеты, академические институты и высокотехнологичные предприятия. На смену сегодняшним ученым и специалистам придете вы — участники космических уроков», — сказал школьникам Сергей Жвачкин.

Также он рассказал участникам проекта о разработках томских ученых и производственников, которые активно используются в исследовании Вселенной. В частности, Сергей Жвачкин, возглавляющий Наблюдательный совет Томского политеха, рассказал детям, что первый в мире наноспутник, напечатанный на 3D-принтере, разработали и изготовили томские политехники. А в августе 2017 года спутник «Томск-ТПУ-120» был запущен с борта Международной космической станции.

Кроме того, ребята смогли пообщаться и задать свои вопросы космонавтам Сергею Рыжикову и Сергею Кудь-Сверчкову, которые находятся сейчас на МКС.

«Самые добрые слова приветствия вам с Международной космической станции. Очень рады, что на сегодняшний космический урок собрались ребята, которые очень решительно настроены принять самое активное участие в научно-исследовательской деятельности, в создании роя малых космических аппаратов. Для нас сегодня малые космические аппараты — это дополнительные помощники в работе, в исследованиях космоса. Надеемся на ваши неожиданные и смелые идеи и приглашаем к совместной деятельности по созданию роя наноспутников!»,

— сказали космонавты.

Познакомились ребята и с экспертами, под чьим руководством им предстоит выполнять свои кейсы. В их числе — томские политехники: заведующий научно-производственной лабораторией «Современные производственные технологии» Василий Федоров и младший научный сотрудник научно-производственной лабораторией «Современные производственные технологии» Юрий Донцов. Они рассказали, как именно был изготовлен наноспутник «Томск-ТПУ-120».

«Обычно спутники изготавливают из алюминия, прочных сплавов металлов. Мы же для создания своего спутника использовали 3D-печать, которая позволяет более совершенно создавать внутреннюю структуру спутника. Кроме того, мы использовали композитный материал на основе полимеров. Таким образом мы смогли достичь необходимых характеристик и самого важного — чтобы техника была доставлена на МКС, работала в космосе без повреждений», — пояснили эксперты.

В свою очередь участники урока сказали, что с нетерпением ждут начала работы и рады возможности поучаствовать в настоящем космическом эксперименте. Например, участники из Томска, в чье число входят ученики аэрокосмического класса Лицея при ТПУ, уже придумали название для роя спутников.

«Мы решили проявить креативность и назвать свой рой "Фантастическая четверка", так как первоначально будет запущено четыре спутника», — говорят школьники.

Впереди у них работа над техническими кейсами: эскизное проектирование, изготовление элементов спутника и защита проектов перед экспертами из РКК «Энергия» и университетов. В число экспертов входят член-корреспондент Российской академии наук, профессор, создатель первых в мире спутниковых систем персональной связи и непосредственного телевещания, советник генерального директора ОАО «Российские космические системы» Григорий Чернявский и доктор технических наук, профессор, генеральный конструктор автоматических космических систем и комплексов, выпускник ТПУ Виктор Хартов.

«Все четырнадцать "Космических уроков" были организованы с участием Томского политеха. Для нас этот проект очень важен, так как в ТПУ уделяется большое внимание воспитанию будущих космонавтов, инженеров, конструкторов. Реальным заданием для школьников будет создание корпусов спутников для реального проекта. У ребят очень высокий потенциал и ресурс времени —начав заниматься космосом в школе, в университет они придут уже готовыми работать над серьезными проектами», — сказал проректор ТПУ по науке Мехман Юсубов.

Подробная информация о «Космическом уроке» доступна на официальном сайте.

Инициативу «Космический урок» поддерживают ТПУ, ТГПУ, ТУСУР, ОмГПУ, ОмГТУ, администрации Томской и Омской областей, а также индустриальные партнеры — РКК «Энергия», НПЦ «Полюс», ПО «Полет».

Главные информационные партнеры: ГТРК «Томск» и ГТРК «Иртыш».