В ТПУ откроется центр оценки компетенций АНО «Россия – страна возможностей»

| 734

Томский политехнический университет присоединился к проекту президентской платформы «Россия – страна возможностей» по созданию в вузах России центров оценки и развития надпрофессиональных компетенций (ЦК).

В центрах студенты будут проходить тестирование лидерских и управленческих навыков и компетенций. По результатам проверки будет построен профиль студента, на основе которого ему предложат варианты формирования личной образовательной траектории и помогут подобрать образовательные программы. Методологическую поддержку и подготовку необходимых материалов обеспечит АНО «Россия – страна возможностей», образовательные треки будут создавать сами вузы совместно с департаментом методологии и оценки АНО «РСВ».

Платформа заключила больше 30 соглашений с ведущими российскими вузами. До конца 2021 года в 20 регионах России откроются 38 центров. Это позволит протестировать более 100 тысяч студентов. К 2023 году планируется открыть не менее 75 центров.

Сотрудники Школы базовой инженерной подготовки Томского политеха прошли обучение и защитили концепцию ЦК ТПУ в образовательном центре «Мастерская управления «Сенеж». Вместе с представителями из более чем 30 вузов страны они участвовали в программе дополнительного образования для подготовки специалистов проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях».

«Предполагается разная логика функционирования ЦК. Мы приняли решение, что в ТПУ центр будет реализован в сетевом формате. Эта концепция в полной мере соответствует стратегической ставке Томского политеха по тиражированию лучших моделей инженерного образования в рамках программы «Приоритет 2030»,

— говорит директор Школы базовой инженерной подготовки ТПУ Денис Чайковский.

В рамках проекта студенты Томского политеха уже получили возможность зарегистрироваться и использовать уникальные инструменты, чтобы понять, какие компетенции у них прокачаны лучше, а какие хуже. Для этого эксперты платформы предлагают набор тестов, опросников и других диагностических инструментов, которые обеспечат прозрачность оценки. В числе навыков, которые можно будет оценить, ориентация на результат, эмоциональный интеллект, способность к анализу информации и принятию решений, клиентоориентированность, цифровая грамотность, коммуникабельность и другие.

«Де-факто это так называемые «мягкие» навыки. ТПУ, как вуз, готовящий инженеров и в то же время обладающий богатым опытом в области экономического, управленческого образования, гуманитарных наук, имеет достаточно долгую и успешную историю развития у инженеров «мягких навыков». Важно понимать, что в этой работе есть определенная специфика, при этом развитие «мягких» навыков — это реальные требования со стороны работодателей. Потому что инженер нового поколения априори не может обходиться без soft skills. Это не просто человек, предлагающий технические решения, а действующий в контексте развития общества и его запросов, понимающий свою социальную ответственность за последствия своих решений. Среди soft skills можно выделить умение работать в команде, правильно интерпретировать цели, правильно реагировать на запросы общества и предлагать решения, улучшающие жизнь человека», — поясняет заместитель директора Школы базовой инженерной подготовки по развитию Владимир Гузырь.

В ТПУ активно занимаются работой по формированию «мягких» навыков и индивидуализации треков обучения. Политехники развивают проект soft skills Центра «Инженер 4.0», существует сайт softskills.tpu.ru, где размещены материалы по теме.

Одним из главных направлений проекта создания ЦК является активное взаимодействие с работодателями. Они участвуют как в формировании профиля компетенций выпускника, так и в разработке и реализации программ обучения. Это, например, представители таких крупных компаний и корпораций, как «Росатом», «Роскосмос», АФК «Система», «Газпром», «Газпром нефть».

«После прохождения тестирования у студентов будет сформирован цифровой профиль компетенций, который будет доступен не только студенту, но и работодателям. Причем последние со своей стороны смогут предлагать какие-то изменения, добавления нужных компетенций или более углубленную их прокачку. И это уже будет задача университета — сформировать у наших студентов действительно востребованные навыки. Что особенно важно: это методика будет унифицирована, понятна всем представителям индустрии. Таким образом, мы сможем серьезно повысить конкурентоспособность наших выпускников. И в эту работу мы вовлекаем все инженерные и исследовательские школы ТПУ. Мы хотим, чтобы они не просто понимали, как проходит процесс, но и были активными участниками, давали свои рекомендации, делились своим видением, активно вовлекали промышленных партнеров», — подчеркивает Денис Чайковский.