En

Андрей Яковлев поделился лучшими практиками трансформации исследовательского инженерного университета

Андрей Яковлев поделился лучшими практиками трансформации исследовательского инженерного университета

И.о. ректора Андрей Яковлев поделился лучшими практиками Томского политехнического университета в открытой лекции, прочитанной в рамках цикла «Трансформация: опыт лидеров». Этот цикл лекций посвящен повестке лучших вузов России и проходит на базе образовательной платформы ЦСР «Северо-Запад» в партнерстве с Сахалинским государственным университетом и Корпоративным университетом Санкт-Петербурга.

И.о. ректора Андрей Яковлев поделился лучшими практиками Томского политехнического университета в открытой лекции, прочитанной в рамках цикла «Трансформация: опыт лидеров». Этот цикл лекций посвящен повестке лучших вузов России и проходит на базе образовательной платформы ЦСР «Северо-Запад» в партнерстве с Сахалинским государственным университетом и Корпоративным университетом Санкт-Петербурга. Наработки ТПУ вызвали неподдельный интерес и просьбы повторить лекцию в формате открытого диалога.

Говоря о трансформации университета, Андрей Яковлев особо отметил, что нужно прежде всего знать и понимать историю университета, помнить опыт предшественников. Он рассказал слушателям о гене томского политеха, в котором, по замыслу первого директора Е.Л. Зубашева, сразу же были объединены и внедрены три составляющие — образовательная, исследовательская и инженерная повестки. При этом Томский политех изначально развивался с фокусом на политехничность и масштабные вызовы, что определило всю его 125-летнюю историю.

Сегодня ТПУ органично сочетает в себе исследовательское и инженерное ядра, научное и инженерное знания. Источником развития вуза служит их расширение и синергия. Одной из главных задач университета Яковлев видит более плотную интеграцию этих ядер.

По словам и.о. ректора, во главу угла трансформации университета нужно ставить не показатели, к которым стремится университет, а содержательную составляющую, которая измеряется этими показателями. В ходе лекции он рассказал о фронтирных темах, на которые ТПУ делает сейчас ставки, заботясь о содержании исследований и образовательного процесса. Также Андрей Яковлев поделился опытом создания Консорциума водородных технологий, который объединил вокруг актуальной научной и инженерной темы множество разных ученых разных сфер из разных стран.

«Организационные изменения, которые происходили в университете последние годы, имеют свои плюсы и свои минусы, — отметил Андрей Яковлев. —

Вызовы, которые перед нами стоят, говорят о необходимости плавного ухода от школ-«колодцев» к школам с горизонтальными научными связями.

Это нужно для расширения внешних партнерств, связанных, например, с грантовой и образовательной деятельностью, хоздоговорами, а также для создания форматов автономных научно-образовательных и инженерных групп, удерживающих контур Большого университета, ставки ТПУ, контур фронтирных научных сетей.

Реализация этого плана возможна за счет создания межшкольных лабораторий, «возврата» кафедр как единиц генерации, аккумуляции и распространения знаний, пересмотра эффективного контракта («идем от компетенций и вклада каждого сотрудника», а не названия структурного подразделения/школы)».

Очень заинтересовала слушателей система цифровизации управления университетом: модель «DATA-DRIVEN UNIVERSITY», введение «дашбордов» — цифровых панелей управления, основанного на данных. В настоящее время уже реализован автоматический текущий срез показателей ключевых процессов в ТПУ, до сентября должен заработать «План-Факт-Прогноз» показателей, а до конца года — так называемая предиктивная аналитика. И затем — проактивное управление.

В заключительной части своего выступления, посвященной организационной культуре как ключевому условию успешной реализации Стратегии университета, Андрея Яковлев отметил необходимость скорейшего перехода к культуре сотрудничества и подытожил следующим тезисом:

«Отличительная особенность университета от компании, обеспечивающая развитие, — это неформальное лидерство профессоров и академические свободы — то, без чего университету не обойтись!».