En

Более 30 животных уже прошли точечную терапию неоперабельного рака на реакторе ТПУ

Более 30 животных уже прошли точечную терапию неоперабельного рака на реакторе ТПУ

Более 30 животных – кошек и собак – уже прошли процедуру нейтронозахватной терапии на исследовательском ядерном реакторе Томского политехнического университета. У большинства «пациентов» наблюдается достаточно длительная ремиссия. Доклинические испытания метода продолжаются в 2024 году.

Ранее политехники вместе с коллегами из лаборатории ядерной и инновационной медицины Новосибирского государственного университета (НГУ) получили грант РНФ, направленный на проведение доклинических испытаний нейтронозахватной терапии в Томске. В январе 2023 года первым «пациентом» стала собака с меланомой верхнего неба — это одна из самых поддающихся лечению методом нейтронозахватной терапии злокачественных опухолей.

Нейтронозахватная терапия (НЗТ) – это метод, использующий реакции, возникающие между радиочувствительными медикаментами и нейтронами. Злокачественное новообразование облучают потоком нейтронов, который разрушает поврежденные ткани и существенно снижает вероятность рецидива. Пациенту вводится препарат, чаще всего содержащий нетоксичный стабильный изотоп бора. Раковые клетки интенсивно накапливают этот препарат, что повышает чувствительность к нейтронному излучению. Наиболее востребован этот вид терапии при лечении неоперабельных опухолей. На данный момент в России технология нейтронозахватной терапии не применяется.

Лечение собак на реакторе_01_02_2024-19.jpg

При этом дело не столько в специальном оборудовании, сколько в самом радиофармпрепарате. Препараты с изотопом бора очень дорогие, их трудно достать, а официальную регистрацию они получили только в Японии. На единственном в стране действующем университетском исследовательском реакторе ТПУ оборудование для проведения нейтронозахватной терапии появилось в 2020 году. И в качестве альтернативы изотопу бора исследователи решили использовать препараты с изотопом гадолиния.

По словам участника проекта, лаборанта лаборатории ядерной и инновационной медицины Физического факультета НГУ Николая Каныгина, сотрудничество с Томским политехом в данном направлении началось в 2019 году. После серии успешных экспериментов на клеточных культурах опухолей и лабораторных животных логичным продолжением исследования стали доклинические испытания на более крупных животных – кошках и собаках.

«Благодаря ветеринарам и заинтересованным владельцам, нам удалось привлечь четвероногих «пациентов» к новым исследовательским сеансам. Большая часть из них – это кошки. В целом, у кошек по достижению пожилого возраста часто встречается такой диагноз, как злокачественные новообразования. И вообще, онкологические заболевания, в широком смысле, характерны для всех домашних животных. Однако кроме кошек у нас были еще и собаки, причем достаточно крупные. Мы облучили порядка более 30 кошек и собак. Чаще всего это были животные из Новосибирска, Томска, встречались «пациенты» и из европейской части России, например, из Москвы», — рассказал он.

Для того, чтобы животное стало участником доклинических испытаний, потенциальный «пациент» должен соответствовать ряду требований. Во-первых, если ранее животное получало хирургическое лечение, то между его окончанием и проведением НЗТ должен пройти определенный период времени. Во-вторых, собака или кот должны быть в состоянии выдержать достаточно длительную – два часа – анестезию во время облучения. В-третьих, минимальный период последующего наблюдения за животным и клиническим статусом составляет более трех месяцев. Кроме того, исследователи стараются выбирать «пациентов» с опухолями, которые не могут быть удалены хирургически в связи с высокими рисками послеоперационных осложнений, или с опухолями после рецидива, или с высокой вероятностью рецидива.

Лечение собак на реакторе_01_02_2024-59.jpg

«Наиболее перспективными для использования НЗТ являются онкологические заболевания головы и шеи, инфильтративные опухоли. Поэтому злокачественные новообразования, которые считаются подходящими для терапевтического исследования у кошек и собак, это остеосаркома, рак молочной железы, меланома полости рта, плоскоклеточный рак полости рта, рак легких, саркомы мягких тканей», — добавляет участник проекта, начальник службы ядерной безопасности исследовательского ядерного реактора ТПУ Михаил Аникин.

Участие в экспериментальной процедуре для владельцев животных полностью бесплатное. Однако не по всем «пациентам» получается провести мониторинг после процедуры. Так как исследования добровольные, некоторые из них не выходят затем на связь.

«Обычно, если с животным все хорошо, то владелец, к сожалению, не стремится общаться с нашими специалистами и отвечать на вопросы о состоянии здоровья. Наша команда специалистов активно старается объяснять владельцам, насколько важен мониторинг для общей оценки эффективности метода. У нас есть база контактов, стараемся регулярно связываться, но, бывает, к сожалению, и такое, что человек просто пропадает», — поясняет Николай Каныгин.

Лечение собак на реакторе_01_02_2024-66.jpg

Тем не менее, ученым удалось зафиксировать положительный эффект от процедуры НЗТ в случае сарком и меланом у животных. Большинство из «пациентов» до сих пор живы, у многих наблюдается улучшение качества жизни и состояния здоровья.

«Чаще всего владельцы фиксируют, как визуально, если опухоль располагается на поверхности, либо по данным компьютерной томографии, отсутствие прогрессии в росте опухоли, достаточно длительную ремиссию. В отдельных случаях – уменьшение размеров опухоли или даже ее полный некроз. Владельцы отмечают, что животные ведут себя так, как будто у них не было никаких заболеваний, отлично питаются. Не испытывают, по мнению хозяев, никакого дискомфорта. И в целом владельцы довольны участием в экспериментах. Но я бы не стал сразу заявлять об однозначной эффективности метода, так как, во-первых, не всегда можно справиться со слишком запущенными случаями, во-вторых, не для всех типов новообразований метод показывает себя эффективно. Но, безусловно, на группах животных с меланомами и саркомами эффект есть. Он встречается у многих особей и это говорит о необходимости продолжения исследования», — подчеркивает исследователь.

В планах у научной группы Томского политеха и НГУ на 2024 год – активное продолжение исследовательской фазы. Ближайшие сеансы прошли 1-2 февраля. «Пациентами» стали сразу шесть животных. После этого облучение групп животных планируется проводить на реакторе ТПУ ежемесячно.

Лечение собак на реакторе_01_02_2024-69.jpg

Справка

Исследования проводятся при поддержке программы Минобрнауки «Приоритет 2030».