En

Быть взрослым студентом: зачем сотрудники томских предприятий вновь идут в университет?

Быть взрослым студентом: зачем сотрудники томских предприятий вновь идут в университет?

Наталья Кривобок — руководитель одного из подразделений кадрового центра «Работа России». В этом году она и несколько ее коллег решили поступать в магистратуру Томского политеха на направление «Цифровая аналитика». О причине своего решения, трансформации отрасли и новые вызовы она рассказала журналистам портала Tomsk.ru в проекте «Миру нужны инженеры».

Быть готовым к переменам — новый важный навык

По словам Натальи, сейчас служба занятости в стране серьезно меняется: от фирменного названия до проектов модернизации всех систем работы с людьми, включая цифровые площадки работы с клиентами. Такие изменения затрагивают многие предприятия и организации и тем, кто там работает, нужно осваивать новые компетенции и навыки.

«Эмоционально и психологически сейчас нужно быть настроенным, что ты работаешь в период глобальных перемен. Раньше мы четко знали, что будет завтра. А сейчас полностью все меняется: концепции, подходы работы с клиентами, новые показатели, направления. <..> Работать в режиме перемен и не пугаться их — это тоже особый навык. С теми знаниями, которые мы получили когда-то, мы можем оказаться не нужны. Необходимы знания работы в цифровой среде», — рассказала Наталья.

Vorobeyph0005.jpg

Катализатором в решении пойти учиться для Натальи и всего ее отдела стал один из сотрудников, который поступил в магистратуру и начал параллельно учиться и работать. Со временем он стал приносить новые идеи, как улучшить работу отдела и даже создал для коллег корпоративный портал с аналитической панелью, где каждый из сотрудников и руководителей видит, насколько они достигли определенных показателей и на что нужно обратить внимание.

Мой заместитель Александр в течение двух лет ходил на занятия, меня спрашивал: «А у нас это как? А давай у нас это внедрим». И это подействовало, как глоток свежего воздуха. Я по его примеру заинтересовалась, стала читать теорию, что нового в менеджменте, маркетинге происходит. Позже узнала о программах магистратуры от представителей Томского политеха на Ярмарке вакансий и сомнения окончательно развеялись,

— рассказывает Наталья.
Кадровый центр в итоге стал партнером Политеха и предложил студентам-магистрантам в рамках практической подготовки разработать еще один модуль для их аналитической панели. Сейчас он готов и проходит тестирование.
Новые компетенции для бизнес-аналитики

Программу по «Цифровой аналитике» в Томском политехе запустили в 2022 году. Ее разрабатывали на основе международного свода знаний в сфере бизнес-аналитики BABOK. С первого семестра студенты знакомятся с базами данных и постепенно, к выпуску, доходят до построения стратегий и форсайт-технологий, а также разработки итогового проекта. Кроме того, они заняты в проектной работе, развитием soft skills в области бизнес-коммуникаций, современных практик управления, развития инженерного и стратегического мышления.

DSC_3053.jpg

«Наша программа — как живой организм, и мы корректируем ее не только по требованиям внешних условий и рынка, но и по запросам студентов: например, добавили больше работы по базам данных, помимо Майкрософт сейчас анализируем доступные отечественные программы в моделировании, построении дашбордов», — рассказала руководитель программы, доцент Бизнес-школы ТПУ Светлана Попова.


Кстати, для выпускников такой программы открыты вакансии бизнес-аналитика, аналитика данных или маркетолога-аналитика. Зарплата у таких специалистов – около 100 тысяч рублей на территории России (по данным hh.ru).


Итоговый проект может быть основан на задаче реального предприятия или реализован в качестве стартапа. Эксперты подскажут, как лучше привлечь к нему финансирование. Например, для одного из проектов студенты настраивали аналитику по схеме теплоснабжения предприятия, для другого — разрабатывали и оформляли дашборды в Power BI. Кейс от «Работы России» стал еще одним способом для студентов проявить себя и почувствовать свой вклад в реальную задачу.

Когда желание учиться заразительно

Увидев эффективность созданных студентами проектов и оценив, насколько прокачался ее собственный сотрудник, Наталья тоже решилась стать студенткой. Отклик от коллег стал для нее неожиданным: когда она объявила о решении, несколько коллег решили поступать вместе с ней. Готовиться начали вместе, постоянно обсуждали поступление и проверяли друг друга. Постепенно обучением заинтересовались сотрудники других отделов и подразделений центра.

«Может, эмоционально наш настрой сыграл – девочки уже предвкушают, какие проекты с Политехом делать и что спросить. Это решение осознанное: мы знаем, куда это будем применять, где это пригодится, знаем, что нам нужно спросить. По сути у нас уже есть готовая проектная группа, это подталкивает двигаться дальше и дает чувство опоры», — делится Наталья.

Vorobeyph0002.jpg

Огромным подспорьем для будущих взрослых магистрантов стало то, что обучение идет в вечернее время, и есть возможность учиться на бюджете, если у тебя за плечами только специалитет.

«Мы все с семьями, у нас у всех много расходов, и выделить средства на полноценное обучение довольно сложно. Потому для меня самой было открытием, что можно учиться так, еще и во внерабочее время», — поделилась Наталья.

Главное в обучении — не возраст

Именно соединение в группах выпускников-бакалавров и работающих сотрудников дает дополнительный и мощный положительный эффект от программы, отметила Светлана Попова. По ее словам, так молодежь может обрести дополнительный опыт и навыки, а взрослые сотрудники найти новые идеи и привлечь юных одногруппников в свои компании. 

«Студенческие группы — это не только учеба, но и формирование комьюнити. Когда с вами учатся профессионалы такого класса, студенты подтягиваются к ним и стараются держать уровень. Например, на программу пришел директор одной из томских фирм. Он взял от обучения максимум и еще набрал у нас команду: многие студенты с параллельных программ пошли к нему работать», — рассказала Светлана.

0N1A5660.jpg

Доцент уверена, что главное для обучения — это не возраст, а заинтересованность и навыки. Программа «Цифровая аналитика» подойдет людям с базовым математическим, IT-образованием или просто с хорошим знанием компьютерных системам. Кроме того, она будет интересна тем, кто работает в проектных офисах компаний, информационных отделах, и настраивает бизнес-процессы в рамках бережливого производства.

Сейчас предприятия переходят на другой уровень управления, внедряют дашборды, моделирование процессов, быстрые коммуникации и аналитические отчеты для грамотного управления. И пока не хватает сотрудников, которые могут анализировать данные и настроить цифровую отчетность для каждого отдела. Ведь анализ — это не сами технические средства. Это умение делать выводы, ставить задачи, формулировать ответы. Наши студенты этому учатся, и, я уверена, будут востребованы,

— отметила Светлана.
Прочитать полную версию истории Натальи Кривобок можно на сайте.