En

Дмитрий Седнев: «ПИШ поможет нам перестать слышать фразу «забудьте все, чему вас учили в университете»

Об этом исполняющий обязанности ректора Томского политехнического университета сказал, отвечая на вопрос министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, во время дискуссии «Передовые инженерные школы». Она прошла сегодня в рамках крупнейшего технологического мероприятия России — IX Международного форума технологического развития «Технопром-2022».

Фото: vk.com/forum_technoprom

Мероприятие, посвященное обсуждению итогов старта и задач федерального проекта «Передовые инженерные школы», собрало представителей вузов-участников конкурсного отбора, Минобрнауки РФ, компаний-партнеров, среди которых госкорпорация «Росатом», АО «ОДК», а также администрации регионов, в том числе губернатор Новосибирской области Андрей Травников. К участникам дискуссии обратился министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

«Идея о том, как именно по-другому готовить инженеров, впервые была озвучена в 2021 году. Причины лежат на поверхности. Во-первых, весь материальный и уже во многом нематериальный мир, все, что связано со сложными техническими системами, человеком, животными, растениями, — это все сегодня современная инженерия в ее разных проявлениях. Во-вторых, с детства мы с вами знаем, что большое количество выпускников школ хотели бы быть инженерами. И это тоже тема отдельного разговора, поскольку, чтобы стать хорошим инженером, необходимо ответить на вопрос: а какой он, современный инженер, чем он отличается от инженера середины XX века, когда были запущены знаменитые атомные проекты и ряд других крупнейших проектов, которые изменили ход истории человечества. Надо ли точно так же уделять внимание профильным дисциплинам в школе, или достаточно развивать креативное мышление? Ну, и, наконец, каковы потребности индустрии. Какую модель образования использовать, насколько погружать индустрию в высшее образование», — сказал он.

Министр также добавил, что конкурсный отбор федеральной программы «Передовые инженерные школы» получил очень хороший отклик в профессиональном сообществе. При этом университеты в своей заявке должны были заявить не абстрактные, а конкретные аспекты.

Дмитрию Седневу он задал вопрос об амбициях Томского политеха, побудивших вуз к участию в проекте «Передовые инженерные школы».

«В рамках ПИШ вы решаете какую-то конкретную образовательную задачу или технологическую задачу с партнером, а может быть, отвечаете на какие-то внутренние вызовы?», — спросил министр.

«С одной стороны, ПИШ ТПУ — это поддержка одного из крупнейших международных проектов, реализуемого в нашем регионе, — проекта «Прорыв» госкорпорации «Росатом». С другой, мы, как университет, который много и достаточно качественно работает с нефтегазовой индустрией, видим, что есть технологические решения, которые должны быть использованы как кросс-отраслевые. И формирование ПИШ, которая сможет продукты, в первую очередь цифровые, по моделированию, передавать из одной отрасли в другую и готовить кадры, — это и была амбициозная задача ТПУ», — сказал и.о. ректора Томского политеха.

Дмитрий Седнев отметил, что очень важным маркером образовательных результатов реализации проекта станет действительно активное участие студентов в реальных проектах уже во время учебы, что позволит сократить период адаптации выпускников на рабочем месте.

«Передовые инженерные школы сделают свое дело тогда, когда мы перестанем слышать фразу «забудьте все, чему вас учили в университете». Мы сделаем, так сказать, обратный разворот: ребята, которые будут обучаться в ПИШ, будут выполнять научно-технические задачи, которые есть у партнеров.

Будут, переходя к партнерам на работу, очень четко понимать и отдавать себе отчет и о технических средствах, которые использует компания, и о культуре работы в компании, и о технологических приемах того, как можно вести деятельность на высоком инженерном уровне прямо здесь и сейчас. Я думаю, что интенсификация, вливание в экономику новых кадров будет важнейшим образовательным результатом инженерной школы. Также я думаю, что, если передовые инженерные школы будут производить инструкции к приборам и технологиям, а не отчеты, и внедрять их в промышленность, это будет отличным показателем эффективности инвестиций в этот проект», — подчеркнул он.

В дискуссии также принял участие заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

«Партнерства, которые сложились в этой первой волне, они очень многообещающи. Мы все в ожидании конкретных эффектов от создания инженерных команд, где очень круто замешаны образование, наука и технологическое предпринимательство», — сказал он в обращении к участникам проекта ПИШ.