En

Марина Трусова: «Общение с наставницей — возможность получить проверенные рецепты как стать эффективным и успешным»

Марина Трусова: «Общение с наставницей — возможность получить проверенные рецепты как стать эффективным и успешным»

Директор Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий Томского политеха Марина Трусова вошла в число наставниц второго сезона федерального проекта «Женщины: Школа наставничества». Он собрал успешных женщин-лидеров из разных сфер. В течение трех месяцев они будут делиться со студентками-участницами проекта персональными рекомендациями и своим опытом успешной самореализации.

«Женщины: Школа наставничества» — проект Минобрнауки России, направленный на поддержку и помощь студенткам в начале их карьерного пути. Его цель — создать плодотворную наставническую среду для построения успешной карьерной траектории путем погружения в профессиональную деятельность и формирования широкого спектра мягких навыков. Принять участие в нем могут девушки от 18 до 35 лет, обучающиеся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры.  Для них это уникальный шанс получить лучшие инструменты профессионального развития от опытных практиков страны.

Этот федеральный проект родился своевременно. А в Год педагога и наставника он особенно актуален. Сегодняшняя молодежь часто считает, что достаточно придумать идею и через месяц «все полетит». Но так бывает далеко не всегда, и особенно в науке. Мало придумать свой проект, нужно еще его реализовать. И здесь важно грамотно выбрать тактику. Взаимодействие с наставниками дает возможность молодым амбициозным людям при поддержке старших товарищей выстраивать собственную траекторию профессионального и личностного развития. Смотреть, как наставники ставят задачи, как распределяют время и силы для их реализации,

— говорит Марина Трусова.
Для того чтобы расти и развиваться, убеждена она, нужно ставить амбициозные цели, а не решать мелкие задачи. Потому что мелкие задачи — это лишь тактика.

«Любой проект — это всегда взаимодействие, которое интересно и полезно для обеих сторон. Для меня как для наставника ценна возможность поделиться опытом и ресурсами, а в обмен получить свежий взгляд на свою работу», — объясняет Марина Трусова свой интерес к участию в федеральном проекте. 

Что касается студенток-участниц, то для них, по мнению эксперта, это, прежде всего, уникальная возможность пообщаться с опытными старшими товарищами и получить проверенные рецепты как стать успешным и эффективным.

«В годы моего студенчества подобных проектов не было. И этого, как я понимаю с высоты сегодняшнего опыта, очень не хватало. Нас хорошо учили, но свой путь в профессии ты искал сам, зачастую интуитивно. Выполняемые в рамках учебы задачи не позиционировались как проект, который позволяет тебе реализоваться. У современных студенток и аспиранток есть возможность выбрать наставника, который подскажет, как быстрее достичь результата», — отмечает Марина Трусова.       

Участницы могут прийти как с готовой идеей, так и просто с желанием расти, развиваться и получать опыт. Проект может родиться в общении с наставницей, либо участнице предложат присоединиться в команду уже действующих проектов. При этом проекты могут быть разной тематики и направленности.

Каждый должен профессионально заниматься своим делом. Важно понимать лучшие профессиональные стороны каждого и работать в междисциплинарной команде для достижения общей цели и стратегии. Роль наставника — помочь правильно выстроить процессы, оценить силы каждого и передать свой опыт каждому члену команды, 

— убеждена Марина Трусова.
При выборе наставника участнице не обязательно зацикливаться на своем направлении подготовки.  Работа в кросс-функциональной команде даже интереснее.

«Что касается наставничества в науке, то это не обязательно выполнение конкретного гранта  или проекта в интересах  индустриального партнера. Это могут быть социально-направленные научные проекты. Например, Томский политех совместно с СИБУРом реализует проект, направленный на профориентацию детей по выбору естественных наук.    Если говорить конкретно про химическую науку, то она буквально окружает нас всегда и везде. Привнести эту составляющую можно практически в любой проект. Например, понимание химии пригодится студенткам-энергетикам для более глубокого погружения в энергетические процессы. Главное, что вынесут молодые участницы федерального проекта  «Женщины: Школа наставничества» — это умение работать в команде, новые полезные знакомства, расширение кругозора и видения процессов»,  — подчеркивает Марина Трусова.

Для того, чтобы стать участницей проекта, необходимо заполнить анкету на сайте. Официально проект продлится до конца июля. Но работа и общение с наставницами могут быть продолжены.