«Женщины: Школа наставничества» — проект Минобрнауки России, направленный на поддержку и помощь студенткам в начале их карьерного пути. Его цель — создать плодотворную наставническую среду для построения успешной карьерной траектории путем погружения в профессиональную деятельность и формирования широкого спектра мягких навыков. Принять участие в нем могут девушки от 18 до 35 лет, обучающиеся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. Для них это уникальный шанс получить лучшие инструменты профессионального развития от опытных практиков страны.
Для того чтобы расти и развиваться, убеждена она, нужно ставить амбициозные цели, а не решать мелкие задачи. Потому что мелкие задачи — это лишь тактика.Этот федеральный проект родился своевременно. А в Год педагога и наставника он особенно актуален. Сегодняшняя молодежь часто считает, что достаточно придумать идею и через месяц «все полетит». Но так бывает далеко не всегда, и особенно в науке. Мало придумать свой проект, нужно еще его реализовать. И здесь важно грамотно выбрать тактику. Взаимодействие с наставниками дает возможность молодым амбициозным людям при поддержке старших товарищей выстраивать собственную траекторию профессионального и личностного развития. Смотреть, как наставники ставят задачи, как распределяют время и силы для их реализации,
«Любой проект — это всегда взаимодействие, которое интересно и полезно для обеих сторон. Для меня как для наставника ценна возможность поделиться опытом и ресурсами, а в обмен получить свежий взгляд на свою работу», — объясняет Марина Трусова свой интерес к участию в федеральном проекте.
Что касается студенток-участниц, то для них, по мнению эксперта, это, прежде всего, уникальная возможность пообщаться с опытными старшими товарищами и получить проверенные рецепты как стать успешным и эффективным.
«В годы моего студенчества подобных проектов не было. И этого, как я понимаю с высоты сегодняшнего опыта, очень не хватало. Нас хорошо учили, но свой путь в профессии ты искал сам, зачастую интуитивно. Выполняемые в рамках учебы задачи не позиционировались как проект, который позволяет тебе реализоваться. У современных студенток и аспиранток есть возможность выбрать наставника, который подскажет, как быстрее достичь результата», — отмечает Марина Трусова.
Участницы могут прийти как с готовой идеей, так и просто с желанием расти, развиваться и получать опыт. Проект может родиться в общении с наставницей, либо участнице предложат присоединиться в команду уже действующих проектов. При этом проекты могут быть разной тематики и направленности.
При выборе наставника участнице не обязательно зацикливаться на своем направлении подготовки. Работа в кросс-функциональной команде даже интереснее.Каждый должен профессионально заниматься своим делом. Важно понимать лучшие профессиональные стороны каждого и работать в междисциплинарной команде для достижения общей цели и стратегии. Роль наставника — помочь правильно выстроить процессы, оценить силы каждого и передать свой опыт каждому члену команды,
«Что касается наставничества в науке, то это не обязательно выполнение конкретного гранта или проекта в интересах индустриального партнера. Это могут быть социально-направленные научные проекты. Например, Томский политех совместно с СИБУРом реализует проект, направленный на профориентацию детей по выбору естественных наук. Если говорить конкретно про химическую науку, то она буквально окружает нас всегда и везде. Привнести эту составляющую можно практически в любой проект. Например, понимание химии пригодится студенткам-энергетикам для более глубокого погружения в энергетические процессы. Главное, что вынесут молодые участницы федерального проекта «Женщины: Школа наставничества» — это умение работать в команде, новые полезные знакомства, расширение кругозора и видения процессов», — подчеркивает Марина Трусова.
Для того, чтобы стать участницей проекта, необходимо заполнить анкету на сайте. Официально проект продлится до конца июля. Но работа и общение с наставницами могут быть продолжены.