En

Преподаватель Томского политеха Михаил Попов о первом ударе током и тетрадке с молодежными словами

Преподаватель Томского политеха Михаил Попов о первом ударе током и тетрадке с молодежными словами

Энергетическое направление в Томском политехническом университете — одно из старейших: впервые преподавать по курсу электротехники в вузе стали в 1900 году. Именно политехники считаются отцами-основателями сибирской школы энергетики. Держать марку и соблюдать традиции поколений электротехников продолжают нынешние преподаватели-энергетики. Один из них – Михаил Попов. В Инженерной школе энергетики он преподает технику высоких напряжений и электромагнитную совместимость. О своей преподавательской мечте, важности практики и жажде пробовать новое в профессии он рассказал Службе новостей.

О ТЕТРАДКЕ С МОЛОДЕЖНЫМИ СЛОВАМИ

Михаил преподает восьмой год, начал сразу после магистратуры. Сначала вел основы расчета и проектирования объектов электроснабжения, а сейчас – технику высоких напряжений, электромагнитную совместимость и высоковольтное оборудование станций и подстанций. Рассказывает о том, как вводить, эксплуатировать и испытывать электрооборудование.

«Мой отец – радиоинженер, специалист широкого профиля. Успел поработать везде: от радиозавода до электростанции. Я смотрел на него и, наверно, подсознательно хотел быть таким же. Это ответ на вопрос “почему энергетика?”. А преподавать вышло как-то само собой. Мне нравится доносить студентам что-то новое. Помню свою первую пару, на ней почувствовал впервые, что преподавать – это мое. Ко мне пришли студенты пятого курса. Это были ребята на пару лет младше меня, мы вместе жили в общежитии, знали друг друга. А тут они заходят и «О! Здравствуйте, Михаил Михайлович». Вот тогда сразу почувствовал себя преподавателем. На паре, естественно, была субординация, а вне стен вуза общались по-прежнему. Кстати, та пара прошла хорошо», – вспоминает Михаил.

История знакомства Михаила с 36-ю вольтами:

«Когда мне было три годика, меня в первый раз ударило током. У отца в гараже стоял маленький трансформатор, который из 220 вольт делал 12. И я задел какой-то провод. Там было не 220 вольт, конечно, меньше – примерно 36. Но от напряжения меня тряхануло. Наверное, после этого я решил, что пойду в энергетику».

Политехник признается, что «фишкой» преподавания для него является обратная связь от студентов и возможность каждый день выполнять разные творческие задачи.

Когда общаешься с молодыми людьми, можно быть на волне. И духом не стареешь. Например, когда появляются какие-то новомодные словечки, я их себе отмечаю. Это как в школе, когда в конце тетрадки по истории были словарики с определениями непонятных слов. К тому же атмосфера жизни, когда работаешь со студентами, не рутинная, это творческая работа,

— добавляет политехник.

DSC_3232.jpg

О ПРОЕКТАХ И ЛЮБВИ К «ЖЕЛЕЗУ»

Помимо преподавания Михаил Попов занимается проектной деятельностью. Например, при его участии в Инженерной школе энергетики появилась VR-лаборатория. Ее открыли при поддержке программы Минобрнауки России «Приоритет 2030» в прошлом году. Она оборудована тренажерами для работы исключительно в виртуальном пространстве, моделирующем реальные производственные процессы тепловых и электроэнергетических установок.

«Я предпочитаю прикладные проекты и работу с “железом”. Чтобы можно было собрать установку, подключить, испытать ее, снять характеристики. Например, когда мы создавали VR-лаборатория по энергетике для студентов, я ездил со специалистами на настоящую подстанцию. Мы измеряли ее, чтобы сделать цифровой двойник. Сейчас на VR-копии занимаются студенты. В лаборатории даже проходят защиты выпускных работ», – поясняет Михаил.

DSC_3024.jpg

Еще один проект, который реализовался в вузе при участии Михаила, – в ТПУ появился технический квадрокоптер для диагностики линий электропередачи. Его также удалось реализовать благодаря программе «Приоритет 2030». Предполагается, что дрон может существенно сэкономить время проверки систем.

DSC_3068.jpg

«Это может показаться меркантильным, но университет позволяет воплотить даже самые безумные идеи. Главное – это сама идея и желание ее реализовать. Под лежачий камень вода не течет. Буквально недавно мы выезжали в Зоркальцево и проверяли линию электропередачи на 220 киловольт. Это первый опыт. Будем собирать массив данных для реализации одного масштабного проекта по “цифровому зрению”, – делится планами политехник.

Проект будет реализован несколькими инженерными школами Томского политеха и компанией-партнером. Предполагается, что это будет аналог нейросети, которая будет автоматически определять целостность систем электросетей. Студенты могут присоединиться к реализации проекта. Для этого сообщите о своем желании Михаилу (mix_mix13@tpu.ru).

О ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ МЕЧТЕ

Михаил уверен, что студентам надо давать возможности и шансы начать реализовывать себя как профессионалов еще в вузе. Главный подход его преподавания – практика, открытость к студентам, их желаниям и идеям.

«”Забудьте все, чему вас учили в вузе”, – так точно уже не должно быть. Сейчас все по-другому: образовательные и исследовательские проекты со стратегическими партнерами, много практики. Убежден, учить надо не только по книжкам, тетрадкам и картинкам, а на реальном оборудовании. Простой пример: подобрать двигатель „вживую“ и по расчетам курсового проекта – это абсолютно разные вещи. На практике может оказаться, что тот двигатель, который ты рассчитывал по номинальной мощности по учебникам, не существует в природе. Поэтому на занятиях мы со студентами все разбираем на примерах», – поясняет преподаватель.

История знакомства Михаила с 380 вольтами:

«Это было во время студенчества: я учился в магистратуре и параллельно работал инженером-электриком. Мне выдали наряд-допуск подключить одну электроустановку. И по неопытности и невнимательности я полез в ней „рыться“, а она была под напряжением и.. „бахнула“. Это грубое нарушение техники безопасности с моей стороны, так делать нельзя. Мне тогда немного опалило руки и перед глазами белая пелена на несколько минут повисла. Это был пятый раз, когда меня ударило током».

Но все-таки главная преподавательская мечта политехника – создать в вузе центр профессиональных компетенций по электроэнергетике для студентов. В нем они могли бы работать над проектно-сметной документацией и на практике оттачивать полученные теоретические навыки.

DSC_3159.jpg

«Чтобы построить подстанцию или любой другой объект электроэнергетики, нужно сначала сделать проектно-сметную документацию. В рамках обучения студенты это делают на четвертом курсе. Я убежден, что надо с младших курсов давать им задачи по профилю, учить работать с реальным оборудованием. Не хочу, чтобы они были жертвами замкнутого цикла при трудоустройстве: “для трудоустройства нужен опыт, а опыта нет, потому что не трудоустраивают”. Мы постепенно решаем эту проблему. Например, у нас каждый студент может обучиться и после второго курса получить удостоверение о рабочей специальности “электромонтер по ремонту оборудования” четвертого разряда. После третьего курса многие благодаря этой “корочке” трудоустраиваются на предприятия на время практики и работают по специальности», – рассказывает Михаил.