О ТЕТРАДКЕ С МОЛОДЕЖНЫМИ СЛОВАМИ
Михаил преподает восьмой год, начал сразу после магистратуры. Сначала вел основы расчета и проектирования объектов электроснабжения, а сейчас – технику высоких напряжений, электромагнитную совместимость и высоковольтное оборудование станций и подстанций. Рассказывает о том, как вводить, эксплуатировать и испытывать электрооборудование.
«Мой отец – радиоинженер, специалист широкого профиля. Успел поработать везде: от радиозавода до электростанции. Я смотрел на него и, наверно, подсознательно хотел быть таким же. Это ответ на вопрос “почему энергетика?”. А преподавать вышло как-то само собой. Мне нравится доносить студентам что-то новое. Помню свою первую пару, на ней почувствовал впервые, что преподавать – это мое. Ко мне пришли студенты пятого курса. Это были ребята на пару лет младше меня, мы вместе жили в общежитии, знали друг друга. А тут они заходят и «О! Здравствуйте, Михаил Михайлович». Вот тогда сразу почувствовал себя преподавателем. На паре, естественно, была субординация, а вне стен вуза общались по-прежнему. Кстати, та пара прошла хорошо», – вспоминает Михаил.
История знакомства Михаила с 36-ю вольтами:
«Когда мне было три годика, меня в первый раз ударило током. У отца в гараже стоял маленький трансформатор, который из 220 вольт делал 12. И я задел какой-то провод. Там было не 220 вольт, конечно, меньше – примерно 36. Но от напряжения меня тряхануло. Наверное, после этого я решил, что пойду в энергетику».
Когда общаешься с молодыми людьми, можно быть на волне. И духом не стареешь. Например, когда появляются какие-то новомодные словечки, я их себе отмечаю. Это как в школе, когда в конце тетрадки по истории были словарики с определениями непонятных слов. К тому же атмосфера жизни, когда работаешь со студентами, не рутинная, это творческая работа,
О ПРОЕКТАХ И ЛЮБВИ К «ЖЕЛЕЗУ»
Помимо преподавания Михаил Попов занимается проектной деятельностью. Например, при его участии в Инженерной школе энергетики появилась VR-лаборатория. Ее открыли при поддержке программы Минобрнауки России «Приоритет 2030» в прошлом году. Она оборудована тренажерами для работы исключительно в виртуальном пространстве, моделирующем реальные производственные процессы тепловых и электроэнергетических установок.
«Я предпочитаю прикладные проекты и работу с “железом”. Чтобы можно было собрать установку, подключить, испытать ее, снять характеристики. Например, когда мы создавали VR-лаборатория по энергетике для студентов, я ездил со специалистами на настоящую подстанцию. Мы измеряли ее, чтобы сделать цифровой двойник. Сейчас на VR-копии занимаются студенты. В лаборатории даже проходят защиты выпускных работ», – поясняет Михаил.
Еще один проект, который реализовался в вузе при участии Михаила, – в ТПУ появился технический квадрокоптер для диагностики линий электропередачи. Его также удалось реализовать благодаря программе «Приоритет 2030». Предполагается, что дрон может существенно сэкономить время проверки систем.
«Это может показаться меркантильным, но университет позволяет воплотить даже самые безумные идеи. Главное – это сама идея и желание ее реализовать. Под лежачий камень вода не течет. Буквально недавно мы выезжали в Зоркальцево и проверяли линию электропередачи на 220 киловольт. Это первый опыт. Будем собирать массив данных для реализации одного масштабного проекта по “цифровому зрению”, – делится планами политехник.
Проект будет реализован несколькими инженерными школами Томского политеха и компанией-партнером. Предполагается, что это будет аналог нейросети, которая будет автоматически определять целостность систем электросетей. Студенты могут присоединиться к реализации проекта. Для этого сообщите о своем желании Михаилу (mix_mix13@tpu.ru).
О ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ МЕЧТЕ
Михаил уверен, что студентам надо давать возможности и шансы начать реализовывать себя как профессионалов еще в вузе. Главный подход его преподавания – практика, открытость к студентам, их желаниям и идеям.
«”Забудьте все, чему вас учили в вузе”, – так точно уже не должно быть. Сейчас все по-другому: образовательные и исследовательские проекты со стратегическими партнерами, много практики. Убежден, учить надо не только по книжкам, тетрадкам и картинкам, а на реальном оборудовании. Простой пример: подобрать двигатель „вживую“ и по расчетам курсового проекта – это абсолютно разные вещи. На практике может оказаться, что тот двигатель, который ты рассчитывал по номинальной мощности по учебникам, не существует в природе. Поэтому на занятиях мы со студентами все разбираем на примерах», – поясняет преподаватель.
История знакомства Михаила с 380 вольтами:
«Это было во время студенчества: я учился в магистратуре и параллельно работал инженером-электриком. Мне выдали наряд-допуск подключить одну электроустановку. И по неопытности и невнимательности я полез в ней „рыться“, а она была под напряжением и.. „бахнула“. Это грубое нарушение техники безопасности с моей стороны, так делать нельзя. Мне тогда немного опалило руки и перед глазами белая пелена на несколько минут повисла. Это был пятый раз, когда меня ударило током».
«Чтобы построить подстанцию или любой другой объект электроэнергетики, нужно сначала сделать проектно-сметную документацию. В рамках обучения студенты это делают на четвертом курсе. Я убежден, что надо с младших курсов давать им задачи по профилю, учить работать с реальным оборудованием. Не хочу, чтобы они были жертвами замкнутого цикла при трудоустройстве: “для трудоустройства нужен опыт, а опыта нет, потому что не трудоустраивают”. Мы постепенно решаем эту проблему. Например, у нас каждый студент может обучиться и после второго курса получить удостоверение о рабочей специальности “электромонтер по ремонту оборудования” четвертого разряда. После третьего курса многие благодаря этой “корочке” трудоустраиваются на предприятия на время практики и работают по специальности», – рассказывает Михаил.