En

Тепловой дефектоскоп ТПУ для авиации включен в сотню лучших изобретений страны

Тепловой дефектоскоп ТПУ для авиации включен в сотню лучших изобретений страны

Роспатент опубликовал список «100 лучших изобретений» по итогам 2019 года и первого полугодия 2020-го. В него вошла разработка специалистов Инженерной школы неразрушающего контроля Томского политеха — тепловой дефектоскоп для авиакосмической промышленности. Разработка не имеет аналогов в России.

Роспатент опубликовал список «100 лучших изобретений» по итогам 2019 года и первого полугодия 2020-го. В него вошла разработка специалистов Инженерной школы неразрушающего контроля Томского политеха — тепловой дефектоскоп для авиакосмической промышленности. Разработка не имеет аналогов в России.

Устройство создает «тепловую картину» авиационных материалов и деталей. На ней хорошо видны структурные дефекты композитов. Использовать его можно как на стадии производства деталей, так и во время эксплуатации.

Разработка политехников не имеет аналогов в России, а по сравнению с мировыми образцами обладает важным преимуществом — уникальным программным обеспечением.

«Это наша собственная разработка. Программное обеспечение, во-первых, позволяет заранее моделировать процедуру контроля материала, чтобы подобрать оптимальный режим. Лучше смоделировать процесс заранее, чем уже на месте долго подбирать режимы.

Во-вторых, у нас очень большой набор алгоритмов для обработки данных. В нашем дефектоскопе их более десяти. В коммерчески доступных ПО, а их в мире не более десятка, ограниченное число алгоритмов — как правило, один основной и один-два дополнительных. Такое разнообразие дает гибкость, мы можем работать с более широким спектром материалов»,

— отмечает заведующий лабораторией «Тепловой контроль» ТПУ Владимир Вавилов.

Дефектоскоп позволяет работать с материалами сложной структуры, в основном композитными. Именно такие сейчас активно используются при производстве современных самолетов, а стандартных методов контроля для них недостаточно. В авиации есть специфические повреждения материалов, появляющиеся от ударов о самолетные панели птиц, багажа, инструментов, града, молнии и других факторов. Если их вовремя не заметить, деталь может разрушиться, что несет огромный риск для жизни пассажиров и экипажа.