En

Участники консорциума «Новое инженерное образование» обсудили модели подготовки современных инженеров

Участники консорциума «Новое инженерное образование» обсудили модели подготовки современных инженеров

Участники консорциума «Новое инженерное образование» на бриф-сессии обсудили передовой опыт университетов в области инженерного образования, реализованный в 2022-2023 годах. Спикером от Томского политеха выступила эксперт лаборатории «Новое инженерное образование» Елизавета Трушкина. Она представила параметры моделей инженерной подготовки.

Во время бриф-сессии директор Политехнического института ВятГУ Иван Губин презентовал модель инженерного образования, реализуемую в вузе. Она направлена на подготовку специалиста, обладающего широким общеинженерным кругозором, пониманием междисциплинарных связей и владеющего развернутыми компетенциями в специализированной области. Модель строится на постепенном отказе от междисциплинарной доминанты и переходе на проектное обучение, стимулировании командного взаимодействия, сквозном проектировании и работе с ценностными ориентирами.         

Первый проректор Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Борис Падалкин рассказал о разработке и реализации образовательных программ на основе самостоятельно разработанных образовательных стандартов. Он подчеркнул необходимость отслеживания состояния современной промышленности, корректировки подготовки специалистов с учетом реальных потребностей индустрии и повышения квалификации преподавателей.

Одна из задач участников консорциума — сформировать модель инженерной подготовки с педагогической точки зрения. Параметры модели представила эксперт лаборатории «Новое инженерное образование» ТПУ Елизавета Трушкина.

«Задача образовательной модели — развитие у будущего специалиста универсальных компетенций, общеучебных навыков и проектных умений. Параметры можно разделить на три больших блока: характеристики абитуриента и выпускника, образовательный и практический блоки. Они включают в себя такие подпараметры как цель и мотивация студента, доля студентов, участвующих в проектах, однородность учебной группы и индивидуальные образовательные траектории, готовность к продолжению обучения иди выходу на работу. В числе дискуссионных вопросов: как оценить профессиональный опыт и мотивацию студентов, какие характеристики выпускника необходимо учитывать при составлении модели, какие способы и методы взаимодействия отрасли и студента можно включить в образовательную модель», — отмечает Елизавета Трушкина.

Современная система подготовки инженеров предполагает переход от универсальной образовательной модели к мультимодельной образовательной среде. Консорциум обсуждает несколько моделей, которые потом будут внедряться, верифицироваться и использоваться разными вузами.  

Справка

Консорциум создан по инициативе Томского политеха. Университет — участник программы Минобрнауки России «Приоритет 2030» по треку «Исследовательское лидерство». При поддержке программы в вузе реализуется стратегический проект «Новое инженерное образование». Он предусматривает последовательную «пересборку» образовательных программ в университете, поиск новых инструментов и моделей инженерного образования, их верификацию, а также тиражирование лучших практик совместно с ведущими техническими вузами страны.