En

Участники консорциума «Новое инженерное образование» обсудили новации в области подготовки инженеров

Участники консорциума «Новое инженерное образование» обсудили новации в области подготовки инженеров

Встреча консорциума «Новое инженерное образование» состоялась в формате дистанционной бриф-сессии. Участники обсудили внедрение новых моделей инженерного образования, реализованных в том числе в рамках программы «Приоритет 2030». Спикером от Томского политехнического университета выступила директор Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий Марина Трусова. Она рассказала о трансформации модели подготовки инженеров-химиков в 2022 году на примере магистерской программы «Химическая инженерия».

Томский политехнический университет занимает первое место в предметных рейтингах по химической технологии. В прошлом году университет начал набор на мультитрековую магистерскую программу «Химическая инженерия», созданную по принципиально новому образовательному дизайну. Это совместный проект Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий и Инженерной школы природных ресурсов. Он объединил пять существовавших ранее программ: «Химическая технология топлива и газа», «Цифровые технологии в проектировании нефтегазохимических производств», «Химическая технология высокомолекулярных соединений», «Анализ и контроль в химических и фармацевтических производствах», «Перспективные химические и биомедицинские технологии».

Особенность мультитрековой программы заключается в том, что дисциплины читаются короткими интенсивными модулями, половина из которых предлагается на выбор. В результате студент формирует для себя один из 25 треков, подходящих именно ему. Еще одна особенность программы — привлечение к образовательному процессу специалистов-практиков с предприятий-индустриальных партнеров университета. В нее легко встраиваются программы ДПО. Кроме того, она дает возможность получить дополнительную рабочую специальность.

Основная цель программы — постановка технологии мышления. Это деятельностное инженерное образование, которое реализуется через решение реальных производственных кейсов. Студенты изучают не абстрактную теорию, а применяют свои знания к конкретным проектам. При этом они объединяются в кросс-функциональные команды, что позволяет посмотреть на задачу с разных сторон, расширить и углубить свое понимание процессов. Такой подход дает возможность вести подготовку специалистов широкого профиля, способных довести идею до внедрения, профессионально выстроить химический процесс и показать новые результаты, 

— подчеркивает директор Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий Марина Трусова
Выпускники мультитрековой программы смогут быть инженерами-исследователями, инженерами цифрового проектирования, технологами, аналитиками, системными инженерами в разных тематических областях — от переработки нефти и газа до химии полимеров и фармацевтических производств.

Еще одним спикером бриф-сессии выступил заместитель директора Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ Георгий Тихомиров. Он представил итоги 2022 года в реализации федерального проекта «Передовые инженерные школы». Заместитель директора Инженерной школы ГУАП Яна Швец поделилась результатами реализации стратегического проекта «Инженерная школа 2.0». Директор Инженерной школы МИЭМ НИУ ВШЭ—VK Федор Иванов рассказал о совместном образовательном проекте института и VK.

Также участники консорциума обсудили возможность проведения совместного исследования, направленного на составление портрета преподавателя инженерной школы будущего.

«Подготовка инженеров будущего предполагает не только создание новых образовательных программ, но и перестройку образа мышления и подходов к образовательному процессу преподавателя. Экспертность в предметной области, понимание отраслевого контекста, авторитет в академическом сообществе, свободные действия в цифровой среде — базовый, но далеко не полный список навыков «Преподавателя будущего»», — отмечает заместитель проректора по образовательной деятельность Томского политехнического университета Елена Кабаева.

Результатом исследовательской работы участников консорциума должна стать программа развития для преподавателей инженерных вузов.  

Справка

Консорциум  создан по инициативе Томского политеха. Томский политехнический университет по итогам отбора в программу Минобрнауки РФ «Приоритет 2030» вошел в первую группу по треку «Исследовательское лидерство». Одна из стратегических ставок университета – «Новое инженерное образование».