En

Участники консорциума «Новое инженерное образование» обсудили особенности социально-гуманитарной подготовки инженеров

Участники консорциума «Новое инженерное образование» обсудили особенности социально-гуманитарной подготовки инженеров

Специалисты Томского политеха и представители ведущих технических вузов страны обсудили проблемы социально-гуманитарной подготовки инженеров будущего.  Дискуссия состоялась в формате удаленной бриф-сессии консорциума «Новое инженерное образование». Спикером от Томского политеха выступила и.о. директора Школы базовой инженерной подготовки Наталия Лукьянова. Она рассказала о трансформации модели социально-гуманитарной подготовки инженера, которая реализуется сегодня в университете.

Консорциум «Новое инженерное образование» — проект, инициированный Томским политехом. Он объединяет 18 ведущих вузов страны и направлен на разработку и реализацию новой модели инженерного образования, а также распространение лучших практик в этой области в российских университетах.

В формате бриф-сессии участники консорциума и другие вузы обсудили ценностную модель подготовки инженера. И.о. директора ШБИП ТПУ Наталия Лукьянова представила подходы к формированию базовых компетенций всестороннее образованных и конкурентоспособных инженерных кадров.

Усиление академической и трудовой мобильности, устаревание и необходимость модернизации ряда профессий, быстрые изменения в промышленном производстве и экономике в результате развития новых технологий требуют пересмотра модели подготовки инженера. Это должен быть специалист, который имеет глубокие фундаментальные знания, владеет навыками эффективной коммуникации, мотивирован к активной деятельности в постоянно меняющихся условиях, способен творчески решать инженерные и научные задачи.

Большую роль в процессе играет формирование базовых компетенций инженера будущего. В том числе через социально-гуманитарную подготовку. В Томском политехе эту задачу выполняет ШБИП, которая является школой нового формата.

Школа базовой инженерной подготовки — одна из крупнейших школ, где осуществляется подготовка как по социально-гуманитарному блоку, так и по фундаментальным дисциплинам инженерного блока, таким как физика, математика, химия. При этом социально-гуманитарный блок играет большую роль в воспитании инженера. Современная действительность показывает, что социально-гуманитарная подготовка, которая когда-то для инженеров была сопутствующей, сегодня становится ключевым вектором в образовании инженера. Она позволяет получать осмысленный результат инженерной деятельности, рождает у специалиста понимание, что он делает и с какой целью, 

— комментирует и.о. директора Школы базовой инженерной подготовки ТПУ Наталия Лукьянова.
В базовой программе есть «ядро» — обязательный минимум, унифицированный блок из социогуманитарных и не только дисциплин, развивающих soft skills. Также в качестве подходов к формированию инженерных компетенций используются принципы открытого инженерного пространства, метапредметности, проектного подхода, индивидуализация образовательного процесса. В результате будущие инженеры после первых лет обучения могут более осознанно и ответственно подходить к выбору своей дальнейшей образовательной и профессиональной траектории.

Также в рамках бриф-сессии выступила заместитель заведующего лабораторией теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования Нина Васильченко. Она рассказала о технологии обучения иностранному языку студентов технических университетов на примере английского языка. Генеральный директор ИОТ-университета Павел Музыка поделился экспертным мнением о трендах современной инженерии и о том, как эти аспекты влияют на подготовку инженеров.

Работа консорциума «Новое инженерное образование» будет продолжена. Среди актуальных тем повестки: «Модели инженерной подготовки», «Базовая инженерная подготовка», «Ценности и экология инженера», «Качество инженерного образования», «Педагогические кадры и практики», «Программа сетевого взаимодействия», «Экономическая и предпринимательская подготовка».