En

В Томске стартовал первый и единственный в России образовательный проект «Космические уроки»

Сегодня, 1 февраля, в Томске стартовал уникальный образовательный проект «Космические уроки». Во время сеанса связи с Международной космической станцией школьники Томска и Томской области пообщались с космонавтами и задали им интересующие их вопросы.

Сегодня, 1 февраля, в Томске стартовал первый и единственный в России образовательный проект «Космические уроки». Во время сеанса связи с российскими космонавтами, которые находятся сейчас на Международной космической станции (МКС), школьники Томска и Томской области смогли задать им интересующие их вопросы. Свидетелями урока стали студенты семи регионов России. 

В первой «встрече» школьников с космонавтами приняли участие заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова, губернатор Томской области Сергей Жвачкин, заместитель генерального директора ВГТРК Рифат Сабитов, директор Департамента развития персонала ГК «Роскосмос» Евгений Степанов, ректор ТПУ Пётр Чубик, директор ИФПМ СО РАН Сергей Псахье и другие. 

«Мы присутствуем сегодня на уникальном мероприятии, — отметила Людмила Огородова. — С точки зрения системы образования космический урок — это расширение образовательного пространства и создание новой образовательной среды. Почему это нужно сегодня? Потому что сама задача системы образования состоит в том, чтобы и содержательно, и методологически, и технологически содействовать тому, чтобы, продвигаясь по образовательной лестнице, начиная со школы и заканчивая университетом, мы получали человека, способного к инновационной деятельности...

Поэтому мы говорим о том, что школы должны сотрудничать с университетами, предприятиями, корпорациями. Потому что именно там сформирован кадровый, образовательный и технологический потенциал, который позволяет уже сегодня обеспечить образовательную среду, готовую создать нам новую ячейку общества».

Губернатор Томской области Сергей Жвачкин поделился впечатлениями о том, как в апреле прошлого года присутствовал на Байконуре при запуске ракеты, которая уносила на МКС спутник «Томск-ТПУ-120».

«Я испытал чувство  гордости за нашу страну, которая первой освоила космические пространства, и за Томскую область, которая многое делает для изучения Вселенной.

Наши томские ученые, конструкторы, инженеры вносят огромный вклад в развитие космонавтики — это Томский политехнический университет, академический институт физики и прочности материаловедения СО РАН и другие. Мы не отрываемся и от земли, и сегодня совместно придумали такой проект, как «Космические уроки». Уверен, что многие после этого свяжут свои жизни с космонавтикой»,

— сказал Сергей Жвачкин.

Необычность сегодняшнего первого урока в том, что школьники не просто вышли на прямую связь с Международной космической станцией и задали вопросы космонавтам на орбите — Андрею Борисенко, Сергею Рыжикову, Олегу Новицкому. Сегодня ребята стали участниками космического эксперимента — демонстрации специального 3D-принтера для работы в космосе, в условиях невесомости.

Этот 3D-принтер для печати в невесомости разработали ученые Томского политеха вместе с коллегами из ИФПМ СО РАН и ОАО «РКК «Энергия» имени С.П. Королева. Разработка позволит российским космонавтам печатать детали, необходимые для работы с оборудованием МКС. Через год точно такой же прибор будет запущен в космос для проведения долгосрочного эксперимента на Международной космической станции, в процессе которого космонавты отработают технологические режимы 3D-печати в условиях невесомости.

За 30-минутный сеанс связи школьники успели задать более 15 вопросов. Они узнали, что на борту есть библиотека, но времени на чтение книг катастрофически не хватает, что в процессе подготовки космонавтов к полетам 30-40% времени занимает обучение действиям во внештатных ситуациях. Школьников также интересовало, как переносится состояние невесомости и как потом проходит привыкание к земным условиям. Космонавты рассказывали, что первые впечатления от невесомости — очень яркие, необычные, сродни детским, когда впервые учишься ходить, а привыкнуть к земле позволяют занятия спортом и специально разработанная российскими учеными программа адаптации. Ребята также узнали, что экипажи подбирают, учитывая психологическую совместимость людей, поэтому конфликтов на борту не бывает, а в выходные дни для космонавтов организуют сеансы видеосвязи с семьей и близкими. 

Справка:

«Космические уроки» — это совместный проект Всероссийской Государственной Телерадиокомпании, администрации Томской области, госкорпорации «РОСКОСМОС», Ракетно-космической корпорации «Энергия», Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства научных организаций, Института физики и прочности материаловедения СО РАН, Томского политехнического университета, Томского государственного педагогического университета.  Уроки для российских учеников будут проводить с МКС в течение 2017-2018 годов члены российских экипажей — в Роскосмосе уже готовятся учебно–методические материалы и программы для занятий. Цель проекта «Космические уроки» — популяризация науки, в частности, космической, новые знания о вкладе ученых и инженеров в развитие современного общества, размышление над вопросами: «Кто мы, откуда мы и куда мы идем?». Предполагается, что различные мероприятия этого проекта будут представлены на телевидении, в интернете и социальных сетях.