En

В Томском политехе апробируют технологию изучения профессионального иностранного языка

В Томском политехе апробируют технологию изучения профессионального иностранного языка

В Томском политехническом университете проходит масштабный образовательный эксперимент. В учебный план для более, чем 200 студентов вуза ввели изучение английского языка по «встроенной» технологии. Ее суть заключается во включении иностранного языка в процесс преподавания профильных дисциплин на заключительной стадии занятия, а также интенсивное использование профессионального иностранного языка при выполнении студентами самостоятельной работы под руководством преподавателя. Авторы проекта уверены, что это поможет создать профессиональную языковую среду в университете и повысить качество образования выпускников ТПУ. Проект поддержан федеральной программой Минобрнауки РФ «Приоритет 2030».

Эксперимент стартовал в октябре 2023 года. В нем участвуют студенты Инженерной школы ядерных технологий, Инженерной школы природный ресурсов, Школы общественных наук, Инженерной школы энергетики, Инженерной школы новых производственных технологий и Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий. Всего более 300 человек в контрольной и экспериментальной группах.

«Сегодня в учебном плане студентов нет отдельной дисциплины, на которой бы изучалась профессиональная терминология, а часы английского языка постепенно сокращаются. Из-за этого возникает противоречие между необходимостью выпускать специалистов, способных без труда коммуницировать на иностранном языке в предметной сфере и недостаточным временным ресурсом, для обеспечения этого требования, предусмотренным образовательной программой. С этой проблемой сталкиваются многие неязыковые вузы. Это обстоятельство является дестимулирующим фактором для преподавателей с высоким уровнем владения иностранным языком в профессиональной области, и, как следствие, препятствует созданию в вузе языковой среды, необходимой для подготовки специалистов международного уровня», — отмечает одна из участников проекта, доцент отделения ядерно-топливного цикла ТПУ Лилия Леонова.

«Встроенная» технология изучения языка иностранного языка предполагает интерактивное использование иностранного языка для обсуждения студентами итогов проведенного по профильной дисциплине занятия (в течение 10-15 минут). Так, у студентов появляется возможность изучить и использовать терминологию предметной области на иностранном без сокращения времени, выделенного для изучения профильных дисциплин.

В эксперименте принимают участие 21 преподаватель, на высоком уровне владеющий английским языком. Помощь в проведении эксперимента оказывают преподаватели-лингвисты учебно-научного центра «Системный анализ и управление в инженерном образовании» Елена Лемешко и Марина Полонская. Они разработали и усовершенствуют в ходе эксперимента методику проведения и оценки не только уровня знания английского языка, но уровня коммуникативности студента на английском языке в профессиональной сфере. Используя эти методики, они проводят тестирование и анкетирование студентов контрольной и экспериментальной группы, анализируют полученные данные.

Такой подход к проведению занятий помогает не только развить свои навыки английского языка в профессиональной сфере, но и получить возможность подтянуть и даже углубить знания в предметной области, повысить мотивацию к обучению. Кроме того, регулярное применение английского на занятиях по профильным дисциплинам и, особенно, во время самостоятельной работы под руководством преподавателей, способствует снятию барьера говорения, раскрепощению и сплочению группы, развивает навыки командного взаимодействия и уверенности в себе каждого из студентов. Это в итоге позволит повысить качество подготовки выпускников вуза,

— уверен автор проекта, руководитель учебно-научного центра «Системный анализ и управление в инженерном образовании» Юрий Похолков.
Студенты с интересом восприняли инициативу, с удовольствием участвуют в ее реализации, высказывают предложения по усовершенствованию используемых методик и подходов.

«У нас была неделя «интенсива» — по две пары английского в течении шести дней и выступление с презентацией. Сейчас на некоторых парах в конце занятия к нам приходит лингвист и дает задания на иностранном языке или они вместе с основным преподавателем проводят опросы. Мне нравятся такие занятия, материал хорошо запоминается, когда изучаешь его в сжатые сроки, без длительных перерывов и с акцентом на материал своей специализации. Мало где сейчас можно получить такой полезный и продуманный материал, поэтому эта возможность по-настоящему ценна для меня. Однако, я бы предложил доработать инициативу и разделить группу по разным уровням владения иностранным языком», — отмечает студент третьего курса ИШПР Илья Ксензик.