En

В ТПУ разработали поверхности камер сгорания для гелеобразных топлив

В ТПУ разработали поверхности камер сгорания для гелеобразных топлив

Исследователи Томского политеха разработали новые типы поверхностей нагрева для сжигания перспективных гелеобразных топлив. Они имеют сверхвысокую стойкость к осаждению продуктов горения, а время задержки зажигания уменьшено на 30 %. Это позволит улучшить работу двигателей различных типов и камер сгорания.

Исследование проводится при поддержке Российского научного фонда. Результаты исследования опубликованы в журнале Fuel (Q1; IF:8,035).

Подробнее о разработке политехников рассказали журналисты информационного агентства «РИА Новости».

Разработка новых типов поверхностей нагрева — совместный проект нескольких научных групп, занимающихся изучением процессов зажигания и горения, получением композитных материалов и поверхностных явлений на модифицированных поверхностях металлов и керамики. В рамках исследования специалисты изучили и применили лазерные технологии обработки поверхностей для нужд теплоэнергетики и авиакосмической отрасли в области энергогенерирующего оборудования.

«Ранее не только в России, но и в мире лазерные технологии обработки поверхностей для решения таких научных задач не применялись и не изучались. Объединение трех научных групп позволило решить круг актуальных задач в областях материаловедения и энергетики, это стало возможным при поддержке исследований Российским научным фондом»,

— рассказывает доцент Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов ТПУ Дмитрий Феоктистов.

Ученые разработали новые виды поверхностей нагрева из жаропрочной, жаростойкой стали и карбидокремниевой керамики, из которых конструируются элементы камер сгорания энергогенерирующего оборудования для сжигания традиционных и перспективных безметальных и металлизированных гелеобразных топлив. Их отличает сверхвысокая стойкость к осаждению продуктов горения, золы и шлака. В условиях попадания на такие поверхности капель более чем на 30 % уменьшается время задержки зажигания и выгорания в условиях кондуктивного нагрева. Это дает возможность улучшить характеристики двигателей внутреннего сгорания, дизельных и реактивных, а также камер сгорания энергогенерирующего оборудования. 

В планах ученых — получение композитных материалов с керамической матрицей Cu/SiС для работы передовых цифровых, интеллектуальных производственных технологий, систем обработки больших объемов данных, искусственного интеллекта, систем связи 5G.