En

Остались только сложные задачи: о команде ученых и инженеров Томского политеха, работающих в проекте СКИФ

Остались только сложные задачи: о команде ученых и инженеров Томского политеха, работающих в проекте СКИФ

В прошлом году Томский политех подключился к масштабному проекту по созданию установки класса мегасайенс «Сибирский кольцевой источник фотонов» (СКИФ). Работу над проектом выполняют инженеры управления перспективных исследований вуза под руководством Алексея Гоголева. Службе новостей он рассказал о создании бренда коллектива, цепочке создания ноу-хау и коммерциализации науки.

О КОЛЛЕКТИВЕ И ПАУЭРМЕНАХ

— Я начинал в 2008 году с пустой аудитории в подвале 10 корпуса. У нас был один детектор, один источник и все. Пришлось поработать, прежде чем из этого выросла лаборатория, потом центр, а теперь управление перспективных исследований (улыбается).

В том виде, в котором коллектив существует сейчас, он появился в 2018 году. Тогда собирали инженеров по федеральной целевой программе для разработки и изготовления прототипа томографа низкоконтрастных объектов. На тех наработках и внедрениях сейчас и строится работа коллектива.

Сколько нас сейчас работает, сказать сложно, все зависит от конкретного проекта. Есть постоянное ядро – человек семь – и привлекаемые сотрудники из других подразделений вуза. У каждой масштабной задачи есть пауэрмен, ответственный за ее выполнение. Такая система позволяет распределить нагрузку между сотрудниками и создает некий карьерный рост внутри коллектива.

Лаборатория Гоголева_11_07_2023-7.jpg

О «ЦИФРА-ПРОЕКТАХ»

— Мы занимаемся созданием томографов, мультифазных расходомеров, детекторов ионизирующего излучения, мониторов пучков, систем регистрации. В прошлом году подключились к СКИФу: создаем станцию «Микрофокус» и принимаем участие в создании еще пяти станций первой очереди. Кроме того, сейчас ведем переговоры на создание спектральных нанотомографов, занимаемся ядерной визуализацией и другими интересными идеями.

Словом, создаем технологии, которые можно объединить под приставку «цифра». Это устройства, дающие доступ к дифференциальным характеристикам, которые помогают кратно ускорить понимание исследуемых объектов и процессов.

Лаборатория Гоголева_11_07_2023-39.jpg

О ЗАНЯТИИ «НЕНАУКОЙ»

— Я бы сказал, что мы занимается «ненаукой» — внедрением. Реальному бизнесу нужны результаты, а не публикации и исследования, которые могут сработать когда-то в будущем. Им нужно решать задачи, которые стоят перед ними прямо сейчас. Мы работаем по этим правилам.

Конечно, в нашей работе есть немалая доля науки, но она почти вся прикладная. Фундаментальные исследования, которые мы ведем, поддерживаются за счет хоздоговорной деятельности коллектива.

О ЦЕННОСТИ СЛОЖНЫХ ЗАДАЧ

Мой учитель всегда говорил: «Простых задач больше нет, остались только сложные». Их решение получить в лоб невозможно, нужны методы, объединяющие в себе достаточно большое количество разнородных данных. Их анализ может дать ценную информацию заказчику и сократить издержки.

Банальный пример – традиционные испытания на керне. Они проводятся достаточно рутинно. Вопрос: зачем тратить кучу времени и расходных материалов, если можно создать цифровой двойник, провести испытания в «цифре», отобрать конкретные сценарии и уже в лаборатории исследовать только перспективные? И так не только с керном.

Отработка новых технологий с помощью моделирования сейчас кратно позволяет сократить сроки до серийного производства. Основной принцип, который нужно использовать – семь раз отмерь, один раз отрежь. Симуляция и анализ данных – одна из основных областей, где скрыта дополнительная ценность. И эту ценность мы пытаемся достать.

О ЦЕПОЧКЕ СОЗДАНИЯ НОУ-ХАУ

— Мы работаем по стандартным, не нами придуманным методам работы. Для начала нужна проблема – конкретный кейс, который хотим решить. Где его взять? Все просто: у компаний целая куча нерешенных задач. Например, ядерной медицине позарез нужна визуализация, а приборы только импортные.

Когда проблема есть, мы устраиваем мозговой штурм, генерируем некоторые гипотезы. Потом проводим расчеты, в том числе экономические: если маржинальность проекта высокая, мы беремся за решение задачи. Далее от стадии к стадии – проверка гипотезы с помощью симуляции, лабораторные испытания, и мы приходим к работающему решению.

Лаборатория Гоголева_11_07_2023-71.jpg

О КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НАУКИ

— Коммерциализация науки – вообще сложная, но интересная тема. Есть проекты, в будущее которых никто не верит, а они «выстреливают». У нас так было с проектом по улучшению оптической схемы томографа. Благодаря расчетам удалось увеличить эффективность томографа с 25% до 100%. Стоимость этого ноу-хау – всего лишь несколько тысяч рублей. А маржинальность – 40 тысяч процентов (при средней в 200%).

Наша команда берется за проекты, за которые бизнес готов платить. Если платить не готовы, мы вкладываемся сами. Но с учетом того, что доход в будущем конвертируется в 10 раз больше, чем затраты. Иначе смысла никакого в этом нет.

О БРЕНДЕ НАУЧНОГО КОЛЛЕКТИВА

— В фундаментальной науке, к сожалению, один заказчик – государство. Наверно, это правильно и так должно быть. В прикладной науке заказчиков намного больше, даже можно выбирать с кем работать, а с кем нет. Мы стараемся работать с разнообразными проектами, постоянно расширяем границы возможностей. Это в том числе позволяет выстроить личный бренд коллектива и усилить имидж вуза. Одним из таких имиджевых проектов для нас является СКИФ. В нем мы можем показать уровень своей работы и привлечь высокотехнологичный бизнес к сотрудничеству.

Лаборатория Гоголева_11_07_2023-79.jpg

О «РЕПЛИКАХ» ТЕХНОЛОГИЙ

— С уходом западных компаний с российского рынка для отечественных производителей технологий открылось окно возможностей и им, безусловно, нужно пользоваться. Но не стоит уповать на иллюзию, что так будет всегда: наш рынок стремительно занимает Китай и бороться с ним в плане технологий тяжело.

Мне кажется, что сейчас не нужно копировать то, что ушло. Эта модель вряд ли будет конкурентоспособной даже с тем же Китаем. Надо предлагать рынку то, что выше по характеристикам в мировой практике. Это позволит захватить большую долю рынка по сравнению с производством «реплик». У нашего коллектива такой подход.

О НУЖНОСТИ УЧЕНОГО ЗВАНИЯ

— Иногда для запуска проекта необходимо доказывать бизнесу, что предлагаемое решение значительно улучшит его работу, снизит издержки. И тут помочь инженеру может ученая степень. Она позволяет на уровень повысить лояльность заказчика. С бизнесом это работает так: ты либо показываешь ему опыт и реальный результат, либо имеешь ученую степень и научный авторитет, которые показывают твой опыт.

В целом считаю, что ученая степень нужна всем, кто занимается наукой. Хотя для многих молодых исследователей она не важна. Их мотивация – сделать что-то полезное.

Лаборатория Гоголева_11_07_2023-82.jpg


Другие материалы об ученых и преподавателях Томского политеха:

«Сможем пройти путь от пробирки до строительства завода»: как живет Научно-образовательный центр нефтегазовой химии и технологии ТПУ

Преподаватель Томского политеха Михаил Попов о первом ударе током и тетрадке с молодежными словами

Елена Степанова: почему химик похож на писателя и как собрать лабораторию молекулярных дизайнеров