Директор по маркетингу QS: «ТПУ – один из немногих российских вузов, который имеет понятный международному пользователю сайт»

| 1856

Директор по маркетингу в Центральной и Восточной Европе одной из крупнейших в мире аналитических рейтинговых компаний QS (Quacquarelli Symonds) Зоя Зайцева побывала с визитом в Томском политехническом университете. На встрече с проректорами и директорами-проректорами институтов вуза она обсудила проблемы, которые встают перед российскими университетами при попытках попадания в ведущие мировые рейтинги и ответила на вопросы руководства вуза.

 

Фото: Зоя Зайцева, директор по маркетингу в Центральной и Восточной Европе одной из  крупнейших в мире аналитических рейтинговых компаний - QS

Тема встречи весьма актуальна в связи с поставленной государством задачей – к 2020 году как минимум пять российских вузов должны войти в первую сотню одного из трех мировых рейтингов (см. указ президента РФ №599 от 07.05.12). Рейтинг QS, наряду с Шанхайским рейтингом и рейтингом THE (Times Higher Education), – как раз и есть эта великолепная «тройка», куда стремятся российские вузы.

Как отметил ректор ТПУ Пётр Чубик, руководству вуза важно услышать от специалистов, над чем сейчас стоит работать, на что обратить пристальное внимание, чтобы продвигаться в рейтингах. «Работу с экспертами и работодателями нужно сделать системной, – сказал ректор».

В свою очередь, Зоя Зайцева отметила, что у ТПУ есть потенциал и для попадания в новые мировые рейтинги, и для улучшения позиций в тех рейтингах, где вуз уже присутствует.

«У ТПУ один из немногих сайтов российских вузов, которые понятны международному пользователю и отвечают минимальным требованиям международной мобильности. При грамотном подходе вы можете изменить свою позицию, например, в Webometrics на несколько позиций вверх, у вас есть для этого потенциал», – подчеркнула директор по маркетингу QS.

В своей презентации Зоя Зайцева сравнила методологии разных международных рейтингов, а также рассказала о методологии, которую использует  QS. В рейтинге используются как количественные показатели – такие как, например, доля иностранных студентов и преподавателей, индекс цитируемости, так и качественные – оценка вуза академическим сообществом и работодателями. Техника повышения позиций в рейтингах в QS – это, в основном, академическая репутация (40%), соотношение численности профессорско-­преподавательского состава (ППС) и студентов, цитирование на одного преподавателя.

Зоя Зайцева особо отметила, что в формировании качественных оценок вуза может и должен принять участие каждый сотрудник университета, привлекая помощь экспертов и выпускников.

«К сожалению, – показала с помощью цифр Зоя Олеговна, – российская публика весьма инертна в своих откликах. Например, в прошлом году было учтено мнение 46 000 экспертов со всего мира по оценке разных университетов, из них всего лишь 1,2% экспертов были из России. Что касается работодателей, то было учтено более 25 000 ответов, из них респондентов из России всего 1,36%.

На анкеты, которые рассылаются экспертам и работодателям, отвечает не более 5%. Повышение активности в этих слоях приведет к узнаваемости наших университетов в мире».

По словам эксперта, в первую очередь, для вхождения в мировые рейтинги вузу стоит обратить внимание на науку, так как это одна из самых сложных и долгих зон для развития. С момента подготовки статьи до публикации, а затем до момента цитирования может пройти от полугода до трех лет – в зависимости от предметной зоны.

«Необходима нацеленная работа с аспирантами, – говорит Зоя Зайцева. – Для повышения индекса научного цитирования нужна организация тренингов по правилам публикации статей, по работе с международными журналами. Во вторую очередь и параллельно должна идти организация работы с экспертами и работодателями, а также постоянный мониторинг собственных успехов, повышение собственной узнаваемости.

Вы пока не умеете хвалить себя, несмотря на то, что вам есть чем гордиться и есть что показать».

Российские вузы в рейтинге лучших университетов мира по версии QS

 

Справка:

Компания QS была основана в 1990 году и на сегодня это мощная международная информационная платформа и организатор мероприятий в сфере высшего образования. Миссия компании «дать возможность мотивированным людям достичь своего потенциала через успешное образование, международную мобильность и карьерное развитие». Сейчас компания QS состоит из 180 человек из 35 стран и включает в себя признанных экспертов в области высшего и бизнес-образования. Главная задача – продвижение и улучшение качества обучения и оказание маркетинговых услуг учебным заведениям (сайт www.qs.com).

С 2004 года компания QS составляет рейтинги университетов мира. Кроме этого, у нее есть сайт https://go.tpu.ru/_gR6Zljw, где представлены не только университеты (рейтинг), но и события в мире, различного рода стипендии, навигация среди университетов, помощь школьникам и родителям, бесплатная рассылка информационных писем и многое другое. В прошлом году на сайте было зафиксировано 14 миллионов визитов. Основные аудитория сайта – возрастная группа от 18 до 34 лет, распределение по странам: Великобритания – 18,2%, США – 16,2%, Индия – 8,9%, Украина – 3,7%, Канада – 3,4%, Греция – 1,5%.