Цитируемые ученые ТПУ: сентябрь

В новом выпуске проекта «Цитируемые ученые ТПУ» подводим итоги публикационной активности политехников за сентябрь. Самый высокоцитируемый соавтор статей ученых ТПУ в сентябре имеет индекс Хирша 64. Самый высокорейтинговый журнал, в котором опубликовались политехники, имеет импакт-фактор 6,991  (в кластере «Ресурсы планеты»). Кроме того, на сайте интернет-издания «Наука и технологии России — STRF.ru»  размещен материал о статьях ученых Томского политехнического университета, опубликованных в высокорейтинговых журналах в 2016 году.

Кластер «Ресурсы планеты»

Майкл Джеффри Вилсон, профессор кафедры проектирования объектов нефтегазового комплекса ИПР, Михаил Шалдыбин, доцент кафедры общей геологии и землеустройства ИПР.

Журнал: Earth-Science Reviews (IF 6,991).

Статья: Минералогия глин нетрадиционных резервуаров сланцевой нефти США. Часть 2. Объяснение доминанты  иллитовых глин физико-химическими свойствами глинистых сланцев.

В развитие предложенной концепции (часть 1) дано объяснение отличия соотношения иллитовых и смектитовых пакетов для аргиллитов и глинистых пород  типа черных сланцев от песчаников. Такое различие возникает за счет проявления эффекта двойного электрического слоя (DEL), активно проявляющегося в коллоидальных глинистых осадках. Таким образом, механизм превращения смектитовых прекурсоров в иллитовые и смешанно-слойные образования в аргиллитах имеет другой механизм, чем для песчаных пород.

Van Dongen B. E. (h-index: 25), Игорь Семилетов, профессор кафедры геологии и разведки полезных ископаемых ИПР, Александр Чаркин, инженер-исследователь Международной научно-образовательной лаборатории изучения углерода арктических морей ИПР, Олег Дударев, научный сотрудник Международной научно-образовательной лаборатории изучения углерода арктических морей ИПР, Gustafsson O. (h-index: 52).

Журнал: Global Biogeochemical Cycles (IF 4,495).

Статья: Различные источники и степень деградации растворенного, взвешенного и осадочного органического вещества вдоль прибрежной полосы Евразийской Арктики.

Таяние вечной мерзлоты в Арктике вызывает массивные речные и эрозионные выбросы растворенных и взвешенных частиц органического углерода (РОУ и ВОУ) в прибрежных водах. В данной работе мы исследуем, как различные источники и деградация ремобилизованного наземного углерода могут повлиять на глобальный цикл углерода, путем сравнения молекулярного и двойного изотопного состава  высокомолекулярного РОУ на водной основе (> 1 К.Д., так называемый коллоидный ОУ), ОВ в виде частиц и осадочный ОУ (ООУ) вдоль Восточно-Сибирского арктического шельфа. "Отпечатки пальцев" фенолов лигнина демонстрируют продольное направление в относительном вкладе наземных источников в прибрежное ОВ. Восковые липиды и кутины не были обнаружены в коллоидном органическом углероде (КOУ), в отличие от РОУ и ООУ, что дает основание предполагать, что различные бассейны наземного углерода выделяются в различные несущие водные фазы. Сигнал Δ14C указывает на то, что источники КОУ в подавляющем большинстве случаев современные, в то время как в РОУ и ООУ преобладает древний C из вечной мерзлоты отложений ледового комплекса (ОЛК). Пропорциональное распределение источников методом Монте-Карло (δ13C, Δ14C) выявило, что в КОУ доминировал наземный ОУ из верхнего слоя почвы вечной мерзлоты (65%) и морского планктона (25%) с меньшим вкладом ОЛК и других запасов древней вечной мерзлоты (9%). Такое распределение, вероятно, является результатом свойственных композиционным матрицам различий, возможно, с учетом воздействия органоминеральных ассоциаций. Современный ОУ, обнаруженный во взвешенном состоянии в поверхностных водах, может быть в большей степени подвержен деградации, в отличие от более древнего ОУ, который предпочтительно осаждается на морское дно, где деградация может происходить в значительно более долгом временном масштабе. Различные источники, разделенные для РОУ, КОУ и ООУ, по всей видимости, имеют совершенно разные судьбы вдоль прибрежной части Евразийской Арктики и, возможно, реагируют на изменения климата в различных временных рамках.

Кластер «Устойчивая энергетика»

Bukhbinder I. L. (h-index: 30), Тимофей Снегирев, инженер-исследователь кафедры высшей математики и математической физики ФТИ.

Журнал: Journal of High Energy Physics (IF 6,023).

Статья: Лагранжева формулировка массивных супермультиплетов высших спинов в трехмерном пространстве.

Дано явное построение массивных супермультиплетов высших спинов для случая минимальной суперсимметрии в плоском трехмерном пространстве, и найдена соответствующая лагранжева формулировка. Показано, что все такие массивные супермультиплеты могут быть прямо построены из выбранного подходящим образом набора безмассовых супермультиплетов. Это делается по аналогии с тем, как калибровочно-инвариантное описание массивных бозонных (фермионных) полей со спином s получается, используя набор безмассовых полей со спинами s, (s-1),…0(1/2). Кроме того, такая конструкция для массивных супермультиплетов прекрасно согласуется с предыдущеми результатами, касающимися калибровочно-инвариантной лагранжевой формулировки массивных бозонных и фермионных полей высших спинов в трехмерном пространстве.

Bukhbinder I. L. (h-index: 30),  Борис Мерзликин, инженер-исследователь кафедры высшей математики и математической физики ФТИ.

Журнал: Physics Letters B (IF 4,787).

Статья: Индуцированное низко-энергетическое эффективное действие в шестимерной N=(1,0) суперсимметричной модели гипермультиплета, взаимодействующего с  фоновым векторным  мультиплетом.

Исследовалась шестимерная N=(1,0) суперсимметричная модель гипермультиплета, взаимодействующего с внешним абелевым векторным  мультиплетом в гармоническом суперпространстве. Используя суперполевой метод собственного времени вычислена расходящаяся часть эффективного действия и получено полное индуцированное эффективное действие для случая ковариантно постоянного фонового векторного мультиплета.

Тигран Акопян, профессор кафедры высшей математики и математической физики ФТИ, Lechtenfeld O. (h-index: 27), Армен Нерсесян, профессор кафедры высшей математики и математической физики ФТИ.

Журнал: Physical Review D (IF 4,506).

Статья: Сферическая модель Калоджеро с осцилляторным/кулоновским потенциалом: классический  случай.

Гамильтонианы и генераторы симметрий моделей Калоджеро-Осциллятора и Калоджеро-Кулона на N-мерной сфере построены методом редукции подходящих матричных моделей. Предложенный способ  также позволяет получить интегрируемую систему Калоджеро-Кулона-Штарка на N-мерной сфере, а также доказывает интегрируемость всех трех построенных систем.

Gutsche T. (h-index: 31), Kuleshov S. V. (h-index: 64), Валерий Любовицкий, профессор кафедры высшей математики и математической физики ФТИ.

Журнал: Physical Review D (IF 4,506).

Статья: Поиск глюонной структуры адронов в фотон протонных взаимодействиях на  эксперименте JLab.

Мы предлагаем теоретический подход для описания двойного фотонного и  протон-антипротонного фоторождения в реакциях γ + р -> 2 γ  + р и  γ + р -> p-bar + p + p с учетом вклада  скалярных мезонов f0(1370), f0(1500) и f0(1710). Эти скалярные  мезоны считаются смешанными состояниями глюбола и нестранных и странного кваркониев. Наш подход основан на использовании эффективных  адронных лагранжианов, феноменологически учитывающих эффекты  двухглюонного обмена, ответственного за реакции γ + р -> 2 γ + р и γ +  р -> p-bar + р + р.

Представленные результаты имеют большое значение и могут быть  использованы для исследований по поиску глюонной структуры адронов,  планируемых коллаборацией GlueX в лаборатории JLab (США).

Анатолий Митрофанов, доцент кафедры сварочного производства ЮТИ, Антон Зверев, ассистент кафедры сварочного производства ЮТИ, Александр Ханефт, ведущий инженер Лаборатории моделирования процессов тепломассопереноса ЭНИН.

Журнал: Combustion and Flame (IF 4,168).

Статья: Сенсибилизация ТЭНа к лазерному излучению при помощи покрытия непрозрачной пленкой.

Исследована способность к лазерному зажиганию двухкомпонентной системы, состоящей из слоя оксида меди (II) и таблетки ТЭНа (тетранитрата пентаэритрита) с использованием иттербиевого волоконного лазера с длиной волны 1070 нм, длительностью импульса 20 мс и плотностью мощности 3.6 кВт/см². Получена зависимость порога запуска экзотермической реакции от толщины слоя светопоглощающего покрытия. Обнаружено, что образование зоны экзотермической реакции не всегда приводит к инициированию всего образца. Предложена аналитическая модель, описывающая инициирование экзотермической реакции разложения в поверхностном слое образца. Эффективность инициирования взрыва уменьшается с увеличением толщины поглощающего слоя.

Иван Мастеров, доцент кафедры высшей математики и математической физики ФТИ.

Журнал: Nuclear Physics B (IF 3,735).

Статья: N=2 суперсимметричный осциллятор Пайса-Уленбека нечетного порядка.

В работе рассматривается N=2 суперсимметричное расширение осциллятора Пайса-Уленбека нечетного порядка. При помощи метода, развитого в работах  [Acta Phys. Polon. B 36 (2005) 2115; Nucl. Phys. B 902 (2016) 95], для данной системы построено семейство гамильтоновых структур.

Кластер «Медицинская инженерия»

Александр Тимин,  сотрудник Лаборатории новых лекарственных форм Центр RASA, Дмитрий Горин, сотрудник Центра RASA, Глеб Сухоруков, заведующий Лабораторией новых лекарственных форм Центра RASA.

Журнал: Colloids and Surfaces B: Biointerfaces  (IF 3,902).

Статья: Внутриклеточное редокс высвобождение лекарства в раковых и мезенхимальных клетках.

Мы исследовали внутриклеточное окислительно-восстановительное индуцированное высвобождение лекарственного средства в раковых клетках и человеческих мезенхимальных стволовых клетках (МСК), используя окислительно-восстановительные микрокапсулы с ковалентно связанным доксорубицином. Такие капсулы с редокс-чувствительными свойствами способны высвобождать доксорубицин в присутствии глутатиона. Исследования показали, что высвобождение доксорубицина наблюдалось только в раковых клетках HeLa. Кроме того, результаты исследования выживаемости клеток показали, что доксрубицин-конъюгированные капсулы более эффективны при индукции гибели клеток HeLa, чем свободный доксорубицин. Такие свойства имеют важное значение в дизайне новых носителей лекарственного средства для эффективной терапии рака.

Глеб Сухоруков, заведующий Лабораторией новых лекарственных форм Центра RASA, Дмитрий Горин, ведущий научный сотрудник Лаборатории новых лекарственных форм Центра RASA.

Журнал: Journal of Biophotonics (IF 3,818).

Статья: Мультифункциональные полиэлектролитные микрокапсулы, как контрастные агенты для фотоакустической визуализации в крови.

Созданы полиэлектролитные оболочки микрокапсул с включением в структуру одностенных углеродных нанотрубок и наночастиц золота. Проведено исследование полученных микрокапсул методами УФ-спектроскопии, конфокальной микроскопии, СЭМ и ТЭМ. Показана возможность визуализации полученных микрокапсул методом фотоакустической спектроскопии в воде и в сильно рассеивающей среде – крови. Найдено, что интенсивность фотоакустического сигнала микрокапсул выше интенсивности от микрочастиц при аналогичных составах оболочки, предположительно в результате больших значений тероминдуцированной деформации. Интенсивность фотоакустического сигнала от микрокапсул в крови в 2 раза выше, чем интенсивность, генерируемая кровью.

Мария Сурменева, старший научный сотрудник Центра технологий ФТИ, Алина Владеску, научный сотрудник кафедры экспериментальной физики ФТИ, Роман Сурменев, доцент кафедры экспериментальной физики ФТИ, Михай Котрут, профессор кафедры экспериментальной физики ФТИ.

Журнал: RSC Advances (IF 3,289).

Статья: Исследование влияния гидрофобного покрытия на основе титан-содержащего гидроксиапатита на коррозионные свойства титанового сплава ВТ6.

Покрытия на основе гидроксиапатита с добавлением титана были получены и исследованы, как альтернатива известным биосовместимым покрытиям. Покрытия с различным содержанием титана были получены на подложках сплава титана ВТ6 методом высокочастотного магнетронного распыления с использованием двух мишеней: оксида титана TiO2 и гидроксиапатита. Установлено, что содержание титана в пленках можно контролировать посредством изменения ВЧ-мощности, подаваемой на мишень оксида титана. Не установлено влияние титана на структуру получаемых пленок. В статье приводятся данные исследований химического, фазового состава, смачиваемости поверхности и коррозионные свойства полученных биокомпозитных поверхностей биомедицинского назначения.

Кластер «Когнитивные системы и телекоммуникации»

Антон Крысько, программист Научно-учебной лаборатории 3D моделирования ИК.

Журнал: Nonlinear Dynamics (IF 3).

Статья: Контактное взаимодействие между двумя прямоугольными пластинами.

В работе построена математическая модель контактного взаимодействия между двумя пластинами с учетом некоторых типов нелинейностей каждой из пластинок. Для анализа напряженно деформируемого состояния (НДС) этой конструкции используется метод вариационных итераций, приводится теорема сходимости этого метода. Разработана итерационная процедура решения контактных задач. Доказана сходимость этой итерационной процедуры. Физическая нелинейность учитывается с помощью метода переменных параметров упругости. Анализируется НДС двухслойного пакета прямоугольных пластин в зависимости от типа граничных условий, расстояния между пластинами, диаграмм напряжение – деформация каждой пластинки.