Наше дело — эффективно готовить исследователей: какие знания и компетенции дает Исследовательская школа физики высокоэнергетических процессов ТПУ

| 698

Мы продолжаем разговор об изменениях, произошедших в вузе после реорганизации внутренней структуры. Одно из таких изменений — создание двух новых исследовательских школ. О том, какие знания и компетенции дает Исследовательская школа физики высокоэнергетических процессов, Службе новостей рассказали ее директор Игорь Степанов и зам. директора по развитию Леонид Сухих.

— Почему для вашей школы было выбрано такое название?

— Это название наиболее полно отражает весь спектр и специфику научных направлений школы, к которым относятся: физика экстремальных состояний вещества; физика высоких энергий; ядерная физика; физика пучков заряженных частиц, плазмы и радиационных эффектов; физика конденсированного состояния; теоретическая и математическая физика; обработка и анализ больших объемов данных; спектроскопия и твердотельная оптоэлектроника.

— Кто сегодня работает в школе?

— У нас 13 научных коллективов, в которых работают 127 сотрудников. Наши исследователи — это инженеры, преподаватели, научные сотрудники. Каждый из них пришел в исследовательскую школу со своими направлениями, проектами, идеями. Основными стимулами выбора школы стали возможности постоянного нахождения в академической среде, концентрация на научных исследованиях и подготовке аспирантов за счет изменения формата преподавательской деятельности и снижения объема учебной нагрузки.

В школе достаточно свободная демократическая обстановка с точки зрения выбора научных направлений и их реализации, это позволяет формировать группы под проекты, под лидера.

Это уже приносит свои плоды. Например, 8 из 20 научных проектов, победивших в конкурсе перспективных исследовательских проектов и поддержанных из средств Программы повышения конкурентоспособности ТПУ, представлены коллективами нашей школы. С целью формирования той самой академической среды мы возрождаем институт научных семинаров, первый из которых уже прошел под председательством Почетного профессора ТПУ Максима Титова. Профессор Евгения Шеремет и старший научный сотрудник Степан Линник рассказали, чем занимаются их группы, было много вопросов, получилось интересно и познавательно. Этот формат общения позволяет ученым выйти из «кокона» узких научных тем, найти междисциплинарные точки соприкосновения для новых фундаментальных исследований.

— Подготовка научной элиты — одна из основных задач школы. Как предполагаете выстраивать эту работу?

— Сегодня в научных группах школы проходят подготовку 56 аспирантов, в планах набора еще не менее 21 аспиранта, и эту работу мы уже ведем, многих наших будущих кандидатов наук знаем «в лицо», учитываем их интересы и понимаем их возможности.

Начинается подготовка кадров с профориентационной работы в бакалавриате. Для студентов 1–4 курсов на базе школы предусмотрена организация научно-исследовательской работы. Плюс наши преподаватели будут мотивировать ребят с первых курсов, помогать им выстраивать образовательную траекторию.

Затем с первого курса магистратуры начинается реализация интегрированных магистерско-аспирантских программ. На старте магистратуры за каждым студентом будет закрепляться научный руководитель (вариант личного академического преподавателя), который в аспирантуре продолжит научное руководство над диссертационной работой, а сами студенты получат четкое представление о тематике своей будущей работы. Плюс целевая финансовая поддержка молодежи (она уже реализуется), ребята со своими руководителями или одни выезжают на стажировки в крупные научные центры, участвуют в различных школах. Такие программы позволят обеспечить «сквозную» подготовку исследователя в магистратуре и аспирантуре и увеличить эффективный срок работы над диссертацией до шести лет.

Еще одно новшество — индивидуализация образовательных траекторий — студент сам может выбирать образовательные модули, в том числе курсы других школ ТПУ, других университетов или, например, курсы в форме МООК (массовый открытый онлайн-курс). Здесь сработает то, что называется «голосование ногами» — выбор конкретного преподавателя. И это согласуется с нашей целью — сконцентрировать в исследовательской школе лучших из лучших.

— Ваша школа будет заниматься в основном фундаментальными исследованиями? Будут ли они иметь практическое применение?

— Нужно понимать, что фундаментальные исследования в самом широком смысле направлены на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. В то же время результаты деятельности школы должны формировать научную основу для создания прорывных технологий, способствующих социально-экономическому развитию общества и становлению университета как ведущего научно-образовательного центра. И в этом нет большого противоречия.

Получение новых фундаментальных результатов, как правило, стимулирует новые инженерные решения и создание разработок, которые в плане практического применения «выстреливают» довольно быстро. Всем известный пример — создание сети Интернет для обработки больших объемов данных, полученных в экспериментах ЦЕРНа.

Подобная история может повториться и в школе. Например, группа профессора Геннадия Ремнёва занимается созданием алмазоподобных детекторов для экспериментов ЦЕРНа. Используемые при этом плазменные технологии имеют перспективу широкого практического применения для создания высокоэффективных алмазоподобных защитных покрытий самого широкого функционального применения. Эта группа составляет единое целое с научно-производственной лабораторией «Импульсно-пучковых, электроразрядных и плазменных технологий» Инженерной школы новых производственных технологий, поэтому результаты фундаментальных исследований всегда могут быть использованы при решении прикладных задач.

– Каким вы видите будущее для ваших выпускников?

– Светлым! Наше дело — эффективно и в достаточном количестве готовить исследователей. И молодые люди, идя к нам, должны понимать, где найдут сферу приложения своих сил в дальнейшем. 

Полное интервью, а также информация о работе исследовательских групп школы, представлена в последнем номере газеты «За кадры. ТПУ».