В ТПУ составят портрет идеального преподавателя инженерных дисциплин для вузов России и Казахстана

| 745

В Томском политехническом университете стартовало анкетирование преподавателей, студентов, представителей администрации вузов и профильных ведомств, а также потенциальных работодателей из городов России и Казахстана. Это исследование позволит составить список необходимых компетенций для преподавателей инженерных дисциплин.

Фото: недавно томские политехники представили лучшие практики университета в области повышении квалификации преподавателей по инженерной педагогике на второй рабочей встрече проекта в ENTER Тамбове

Напомним, в 2018 году одна из заявок Томского политеха стала победителем конкурса Erasmus+. Проект под названием «Педагогическая подготовка преподавателей инженерных дисциплин» (EngineeriNg educaTors pEdagogical tRaining / ENTER) был отобран Европейской комиссией для грантового финансирования. Координатором проекта выступает Политехнический институт Порту (Португалия). Члены консорциума — 13 крупных образовательных организаций из России, Казахстана, Португалии, Словакии и Эстонии. Цель проекта — разработка уникальных международных программ повышения квалификации для преподавателей инженерных дисциплин.

По словам члена рабочей группы проекта, доцента Учебно-научного центра «Организация и технологии высшего профессионального образования» ТПУ Ольги Пономаревой, уникальные образовательные программы будут реализовываться на базе университетов-участников в России и Казахстане. В их числе Томский политехнический университет, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Донской государственный технический университет, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова и другие вузы.

С начала 2019 года политехники провели серьезную подготовительную работу, а сейчас приступают к исследованиям требований основных стейкхолдеров — лиц, заинтересованных в разработке образовательных программ для повышения квалификации преподавателей инженерных вузов. В их число, в первую очередь, входят сами преподаватели инженерных дисциплин, администрация вузов и руководители отделений.

«Кроме того, мы будем опрашивать студентов и аспирантов. Мы хотим понять, какие они предъявляют требования к преподавателям. Учтем и мнение потенциальных работодателей. Мы попытаемся узнать их требования к выпускникам, понять, как нам нужно адаптировать процесс обучения. Также мы будем работать с еще одной важной группой — представителями профильных ведомств», — говорит член рабочей группы, ассистент Учебно-научного центра «Организация и технологии высшего профессионального образования» Мария Червач.

Добавим, анкетирование уже стартовало и продлится до сентября. Результаты будут представлены на следующей рабочей встрече по проекту ENTER, которая пройдет 19-21 сентября в Алма-Ате.

Ссылка на участие в исследовании.

«Анкеты будут распространяться среди членов консорциума. Список вопросов будет адаптирован под каждую группу. Но ключевой вопрос на данном этапе — понять, какие компетенции стейкхолдеры считают наиболее важными для преподавателей инженерных дисциплин. Эти компетенции мы условно разделили на две категории: универсальные (soft skills) и профессиональные. Например, языковые компетенции, умение организовать работу в команде, тайм-менеджмент, прикладные навыки. Кроме того, мы зададим вопрос о том, какие дисциплина или блок дисциплин будут необходимы в программе повышения квалификации», — уточняет Ольга Пономарева.

Добавим, недавно томские политехники представили лучшие практики университета в области повышении квалификации преподавателей по инженерной педагогике на второй рабочей встрече проекта в ENTER Тамбове.

Так, руководитель Учебно-научного центра «Организация и технологии высшего профессионального образования» Юрий Похолков и помощник ректора по международному сотрудничеству Ольга Мазурина рассказали о программах «Проблемно-ориентированное и проектно-организованное обучение в вузе» и «Преподаватель высшей школы», а также провели экспертный семинар «Оценка уровня профессиональной квалификации преподавателей инженерных дисциплин» в котором приняли участие более 30 человек из разных стран.