Кондукторы, монорельс и надземный автобус: как русские и финские студенты предлагают улучшить маршрутную сеть Томска

| 493

В ТПУ завершила свою работу Международная научная школа по большим данным «Транспорт для умного города — устойчивые инновации с использованием технологий больших данных» (Smart City Transport — Innovating Sustainable Solutions Using Big Data). В течение нескольких дней междисциплинарные команды студентов из Томска, Иркутска, Финляндии и ряда других стран работали над кейсом по решению транспортных проблем в «умном» городе, используя технологии больших данных и экономики замкнутого цикла.

Фото: команда победителей

«Это уже вторая школа, посвященная данной тематике, нам удалось достигнуть определенной преемственности. Мы видим, что уровень проектов, представленных участниками, определенно вырос. И это не только потому, что ребята имели возможность использовать данные, собранные во время первой школы, не только потому, что модераторы команд уже имеют определенный опыт, не только потому, что преподаватели более четко формулируют задачи, но и потому, что мы учли некоторые моменты. Так, самое важное в формате этой школы, чтобы студенты — представители разных национальностей, учащиеся на разных программах, — научились общаться между собой», — говорит координатор научной школы, начальник отдела международных программ и грантов ТПУ Светлана Рыбушкина.

Добавим, во все команды входили студенты Университета прикладных наук ВАМК (город Вааса, Финляндия), Иркутского национального исследовательского технического университета, а также студенты-политехники, в том числе и из Индии, Эквадора, Китая, Таиланда. Все они не только работали над поставленной задачей, но и учились эффективно взаимодействовать между собой, узнавали о различных аспектах Big Data, концепции экономики замкнутого цикла. Затем предложенные решения обсуждались междисциплинарным экспертным жюри.

«Когда оценивалась работа команд, во внимание принималось не только качество технологического решения, но и то, насколько устойчивым будет решение, которое они предлагают, насколько оно учитывает интересы реальных людей, насколько хорошо они работали в команде, их умение оценивать риски, какой вклад эти решения принесут обществу. И та команда, которая выиграла, возможно, предложила не самый реальный вариант, но они не только предложили достаточно практичное решение, но и продемонстрировали возможность думать далеко вперед, устанавливать те точки роста, к которым стоит стремиться», — уточняет Светлана Рыбушкина.

Победу в решении кейса одержала команда Engine Lab. По мнению членов жюри, в рамках школы ребята показали, что очень хорошо умеют работать вместе, продемонстрировали открытость, умение признавать собственные ошибки и так далее. Сами участники команды Engine Lab рассказали, что анализировали проблемы автобусной сети Томска на примере маршрута № 2. Используя разные GPS-приложения на смартфонах, они изучили маршрут автобуса от начала до конца, собирая данные по координатам и скорости.

«Затем мы визуализировали модель, сравнили ее с реальным маршрутом автобуса, выявили несколько ошибок и проблем. При этом мы предложили несколько вариантов решения этих проблем: одни не требуют особых затрат, а другие — более масштабные. Но мы постарались не предлагать никаких вариантов, требующих, например, сноса зданий или расширения дорог.

Так, более реальное решение — оптимизация процесса оплаты за проезд. Сейчас водители часто отвлекаются, когда рассчитывают пассажиров, что создает опасные ситуации во время вождения. Например, когда мы собирали данные, наблюдали сразу несколько аварий с маршрутками. Причем варианты для решения могут быть разные: кондукторы, автоматический инструмент сбора денег, бесплатный проезд.

Среди более масштабных предложений: использование надземных автобусов, сквозь которые смогут проезжать машины, создание монорельса и другие crazy ideas. Также мы обдумывали, как можно разгрузить дороги в часы пик. Например, если бы было возможным обязать компании изменить время окончания рабочего дня. Сейчас большой поток людей заканчивает работать в одинаковое время, что провоцирует пробки», — рассказали участники команды.

Отметим, работа международной научной школы в этом году включала образовательную и экскурсионную программу. Так, студенты-участники посетили ряд лекций, посвященных экономике замкнутого цикла и инновациям, проектному менеджменту, исследованию национальных бизнес-культур и многому другому. Кроме того, они познакомились с работой современного инжинирингового предприятия, изготавливающего продукцию для нефтегазовой, нефтехимической и металлургической отраслей. Специалисты ООО НПП «Томская электронная компания» провели студентов по пяти производственным цехам, познакомили их с образцами высокотехнологичного оборудования, а также ответили на все их вопросы.