Проекты ТПУ вошли в топ-5 лучших на двух треках интенсива «Архипелаг 2121»

| 2454

Эксперты проектно-образовательного интенсива «Архипелаг-2121» высоко оценили проекты команды Томского политехнического университета. По итогам мероприятия они вошли в топ-5 лучших идей, представленных в треках «Новые форматы образования в университете» и «Вузы как институты развития». Планируется, что в дальнейшем эти проекты будут взяты в проработку движением НТИ и Университетом 20.35.

«Архипелаг 2121» — одно из главных событий объявленного в России Года науки и технологий. В рамках интенсива проходил ряд образовательных, акселерационных и деловых мероприятий, объединенных общей идеей, — созданием долгосрочного образа будущего России с горизонтом 100 лет, запуском и развитием новых бизнес-проектов с опорой на глобальные тренды и проектированием необходимых изменений в общественных институтах. Участниками интенсива в онлайн и офлайн режимах стали около 10 тысяч человек.

От ТПУ в мероприятиях треков «Архипелага» приняли участие проректор по образовательной деятельности Михаил Соловьев, проректор по цифровизации Александр Фадеев, инженер проблемной научно-исследовательской лаборатории электроники, диэлектриков и полупроводников ИШФВП Роман Лаас, старший преподаватель ШИП Евгений Акчелов, директор ШБИП Денис Чайковский, директор ШИП Александр Осадченко, директор ИШИТР Ростислав Яворский и заместитель директора ШИП по развитию Дмитрий Прокопьев.

В рамках трека «Новые форматы образования в университете» политехники представили проект «Мультимодельное инженерное образование». Он направлен на реализацию амбиции ТПУ стать национальным центром развития инженерного образования. В состав команды также вошли представители РГЭУ, МГУ им. Н.П. Огарева, СКФУ и ВГТУ. Причем, участники работали не по темам, разработанным организаторами интенсива, а самостоятельно выбрали и предложили университетскому сообществу направление.

«Главная цель проекта — масштабная трансформация инженерного образования в России. В его рамках в ТПУ будут созданы институт развития инженерного образования и полигоны для разработки и апробации новых моделей инженерного образования»,

— говорит участник команды ТПУ на интенсиве, проректор вуза по цифровизации Александр Фадеев.

Планируется, что на полигоне будут вестись исследовательская и методологическая работа в областях технологий, методологии и оценки качества высшего инженерного образования, педагогики и андрагогики, подготовки и переподготовки преподавательского состава университетов, изучения, внедрения и распространения в рамках международных консорциумов лучших образовательных практик.

«В ТПУ будет развиваться новая мультимодельная образовательная среда — система, реализующая определенные цели университета и стейкхолдеров, обладающая уникальными характеристиками, структурным содержанием и методами управления. В частности, вуз в рамках развития мультимодельной образовательной среды перейдет на рассмотрение образовательных программ и отдельных модулей в качестве проектов с прозрачно выделяемыми ресурсами и отчуждаемыми результатами», — поясняет эксперт.

А в треке «Вузы как институты развития» политехники вместе с представителями ТУСУРа презентовали концепцию «Комплексной модели подготовки студенческих предпринимательских команд на примере Большого томского университета».

ТПУ стал одним из первых в России вузов, запустивших проект «Стартап как диплом». Впервые в ТПУ стартапы в качестве дипломных проектов выпускники защитили в 2017 году. По итогам мониторинга Минобрнауки РФ в 2019/2020 учебном году именно студенты Томского политеха чаще других защищают выпускные квалификационные работы в виде стартапа.

«Предпринимательские амбиции у студентов только растут, и запросы у таких студентов состоят не только в дипломе ТПУ, а в создании своего собственного технологического бизнеса еще во время учебы в университете. Поэтому нам важно предоставить эту возможность студентам уже сейчас и стимулировать создание стартапов в Томской области, чтобы дать возможность лучшим студентам раскрыть свой потенциал в нашем регионе. В качестве решения этих задач мы видим необходимость в координации деятельности томских университетов и создании единой региональной экосистемы подготовки инновационных предпринимательских команд на базе разных университетов региона», — рассказывает член команды, директор Школы инженерного предпринимательства ТПУ Александр Осадченко.

Среди задач, стоящих перед участниками проекта, — разработка системы взаимодействия разных экосистем университетов, встраивание региональных институтов поддержки в экосистему подготовки предпринимателей, создание межуниверситетской стартап-студии с участием региона. Реализация инициативы, считают эксперты, поможет создать в Томской области не менее 100 межуниверситетских технологических стартапов в год с не менее 500 рабочими местами в перспективных отраслях экономики к 2026 году.

Оба проекта команды ТПУ были особо отмечены экспертами интенсива и руководителями треков. Кроме того, политехники в составе команды Томской области получили от организаторов «Архипелага» награду «Цифровой регион». Ранее Томская область вошла в десятку лучших регионов России по цифровой трансформации по итогам рейтинга Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России.